Köln - 40 километров от Дюссельдорфа. Список основных достопримечательностей

Если уж ехать от Дюссельдорфа 40 километров(полчаса на пригородном поезде) ...

Кёльнский Собор, что ещё?

    • Кёльнская ратуша
    • Мост Гогенцоллернов
    • Фонтан Гномов
    • Городские стены
    • Пиво Кёльш и о-де-Колон
    • Фонтаны и скульптуры повсюду

А ведь помимо несомненного и признанного Собора в Кёльне есть более древние храмы - 12 романских церквей:

    • Св. Цецилии (St. Caecilien) - сейчас  музей средневекового искусства (Museum Schnütgen),
    • Св. Георга (St. Georg),
    • Св. Марии Капитолийской (St. Maria im Kapitol) - два огромных дубовых дверных створа, датируемые приблизительно 1065 годом (на них 26 резных картины по библейским сюжетам)
    • Св. Марии Лискирхен (St. Maria Lyskirchen),
    • Св. Пантелеймона  (St. Pantaleon) -погребены архиепископ Бруно, супружеская пара Феофану и император Отто II, в храме есть и православные иконы Святого Пантелеймона и Николая Чудотворца,
    • Св. Северина (St. Severin),
    • Св. Урсулы (St. Ursula) - с необыкновенной "Золотой Палатой" где стены выложены узором из костей.
    • Св. 12 Апостолов (St. Aposteln) - там уникальные по красоте витражи, изображающие 12 апостолов, мозаика 1910 года "Христос как хороший пастух" (Christus als guter Hirte),
    • Св. Гереoна (St. Gereon),
    • Св. Андрея (St. Andreas) - обратите внимание на современные витражи,
    • Св. Мартина (Groß St. Martin),
    • Св. Кунибера (St. Kunibert).

В Кёльн из Дюссельдорфа лучше и не ехать надо ехать ещё и любителям музейных экспозиций! Они замечательны, надо признать.

Что помимо пива церквей и музеев? Парк скульптур и зоопарк. Из музыкального: Опера / Филармония / Мюзикл Musical Dome.

Достаточно, я считаю :-)

Тем более, что в Дюссельдорфе, всё же, душевнее, стильнее и компактнее!

Колумба, Кёльн

Куда бы я рекомендовала попасть в Кёльне?

В музей "Колумба" (с Христофором К. не связано)). Это один из старейших художественных кёльнских музеев, в котором хранится коллекция религиозного искусства архиепископства города Кёльна. Музей был основан обществом христианского искусства в 1853 году, обладает теперь коллекцией, охватывающей почти две тысячи лет: от древнеримской живописи (портрет невестки императора Тиберия I века н.э.) до работ Уорхола и Бойса: живопись, рисунки, гравюры, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства и иконы. За исключением нескольких работ, выставляемые экспонаты регулярно (ежегодно) меняются.

Когда-то на этом месте стояла готическая церковь Святой девы Колумбы (а не ирландского монаха-миссионера VI века), она была центром одного из крупнейших приходов средневекового Кёльна, но в результате авианалёта во время Второй мировой войны оказалась разрушенной (чудом уцелела только одна часть стены и известняковая статуя Богоматери, лишившая своей короны, но удерживающая в руках покалеченное тело младенца).

Музейное здание 21 века, сооружённое по проекту архитектора Петера Цумтора в 2003-2007 годах, изначально стало причиной бурного негодования. Само здание музея интересно!

Здание общей площадью 6200 кв.м. занимает участок на углу двух переулков. Больший из его корпусов включил в себя остатки разрушенной церкви, а меньший заменил собой францисканский монастырь 1950-х годов постройки. В глубине домовладения, на месте бывшего церковного кладбища устроен небольшой полуоткрытый двор. Вот интересное описание музейной постройки - автор статьи Нина Фролова (опубликовано 02.10.2007) на сайте Архи.ру (фото оттуда же) - под названием "Святая Колумба".

"В Кёльне открылось новое здание музея диоцеза, спроектированное Петером Цумтором.

Основу новой постройки образуют развалины позднероманской церкви Св. Колумбы, в свое время – центра крупнейшего прихода средневекового Кёльна. В 1945 году она была разрушена в ходе авианалета почти до основания, неповрежденной осталась только известняковая статуя Богоматери в алтаре храма, для которой Готфрид Бём построил позже – в 1950 году – специальную часовню. Тогда же руины церкви были превращены в своего рода мемориальный сквер. В начале 1970-х на его территории археологи обнаружили остатки построек разных эпох существования Кёльна – древнеримской, раннесредневековой, романской и готической.
Музей кёльнского диоцеза
Музей кёльнского диоцеза "Колумба"

Подобный объект культурного и исторического наследия сам по себе необыкновенно сложен для восприятия и сохранения, но когда музей кёльнского диоцеза постановил соорудить на его месте – внутри и вокруг существующих руин – новое здание для экспозиции своей обширной коллекции религиозного искусства от поздней античности до наших дней, ситуация многократно усложнилась. Решение о расширении музея было принято еще в 1974 году, но развалины церкви Св. Колумбы были выбраны его новым местоположением только в начале 1990-х. В 1997 был проведен архитектурный конкурс, в котором победил проект выдающегося швейцарского архитектора Петера Цумтора. Жюри отметило замечательное мастерство, с которым Цумтор сумел объединить фрагменты 2000-летней архитектурной истории Кёльна (от фундаментов построек древних римлян до капеллы «Мадонна в развалинах» Бёма 1950 года) в единый ансамбль, представляющий собой нечто большее, чем просто сумму своих частей.

Реставрация и консервация архитектурных остатков заняла несколько лет, и непосредственно строительство музея «Колумба» началось только в 2003 году.

Здание в плане напоминает латинскую L и развернуто своим прямым углом к улице. Ее стены, выложенные из плоского и широкого светло-серого кирпича с толстыми слоями связующего раствора, совсем не кажутся, благодаря тонкой фактуре поверхности, результатом работы каменщика. В них встроены на уровне земли остатки стен церкви, а выше их разбивают участки «перфорации» и большие прямоугольные окна, контрастирующие с монументальной тяжестью стены толщиной в 60 см. В план церкви вписан небольшой засыпанный гравием двор на месте старого приходского кладбища. В него посетитель попадает по пути из вестибюля в главный «выставочный зал» первого этажа. Этот «зал» - огромное помещение высотой 12 м, по которому проложен зигзагообразный мостик над найденными в результате археологических раскопок фундаментами античных и средневековых построек.

Музей кёльнского диоцеза

Цумтор использовал здесь искусственное освещение очень скупо, поэтому почти весь свет попадает внутрь через полосы маленьких отверстий во внешних стенах здания; изнутри этот прием еще сильнее подчеркивает кажущуюся бесплотность этих стен, что можно рассматривать как аллюзию на принципы готической сакральной архитектуры или отсылку к трудам мистиков того времени. В это же пространство вписан восьмигранник капеллы Бёма, в которую, впрочем, можно попасть и снаружи музея.

Музей кёльнского диоцеза
Музей кёльнского диоцеза "Колумба"

В конце, мостик приводит посетителя в помещение бывшей ризницы, превращенное в маленький дворик; там выставлена скульптура Ричарда Серра «Утонувшие и спасенные».

Музей "Колумба". Ричард Серра. "Утонувшие и спасенные"

Над первым ярусом расположены еще два этажа выставочных залов, в общей сложности шестнадцати. Они решены как отдельно стоящие блоки-«дома», между которыми проложены «улицы» из белого терраццо; каждый такой зал отличается от других размером, способом и интенсивностью освещения и маршрутом осмотра. Экспонаты выставлены в них без соблюдения хронологии и без каких-либо пояснительных текстов и этикеток. Таким образом кураторы музея хотели добиться непредвзятого восприятия произведений искусства зрителями.

В проекте музея кёльнского диоцеза Цумтор использовал для объединения памятников культуры разных эпох – как архитектурных, находящихся in situ, так и входящих в коллекцию музея – подчеркнуто лаконичный формальный архитектурный язык, смягченный вниманием архитектора к специфике материала, к его тактильным и визуальным свойствам; особую роль там играет освещение, почти недостаточное для полноценного осмотра экспонатов, но придающее их восприятию особую остроту. Все это роднит – хотя бы внешне – эту работу с религиозными постройками Средних веков, эпохи строительства разрушенной церкви Св. Колумбы, давшей ему имя, а также – временем гегемонии католичества на территории Германии, не знавшей еще потрясений Реформации. ..."

Адрес музея: "Колумба"Kolumbastraße 4 – 50667 Köln Открыто ежедневно с 12 до 17 часов, закрыто по вторникам!

Вход € 5, до 18 лет - бесплатно

До 15 августа 2013 - выставки "Art is Liturgy" и "The Inner Architecture of a Painting" Norbert Schwontkowski

Туристу на заметку (Дюссельдорф, №5)

 Если вы увлекаетесь живописью, то в  в Дюссельдорфе вам понравится! Совершенно точно, потому что Дюссельдорф заслуженно носит титул города искусств и знаменит своей художественной академией, прославившейся Дюссельдорфской школой в живописи. Возьмите на заметку эти три художественных музея в Дюссельдорфе и посмотрите, как многообразно и интересно там представлена живопись многих веков - от Рубенса до Рихтера: музей Дворец Искусства, музей К20 и КИТ - Искусство в туннеле.

Туристу на заметку (Дюссельдорф, №2)

→ Если вы охотно ходите в музеи и любите старину, то в Дюссельдорфе вам понравится, так как здесь есть несколько очаровательных и прекрасно оформленных музеев со старинными вещами. Например: музей Гёте - Немецкий музей керамики - Коллекция стекла.

Про профессора-шамана Дюссельдорфской академии Йозефа Бойса (Joseph Beuys)

Йозеф Бойс (Joseph Beuys, 1921-1986) - один из лидеров постмодернизма - немецкий художник, учился, преподавал и скандалил в Дюссельдорфе. Очень яркая личность. Учинял не только скандалы, но и перформансы, судился с академией...  А посмертно обрёл признание. Его имя носит часть набережной Рейна (Joseph-Beuys-Ufer), его произведения есть в городской коллекции.

К примеру: в 1992 году в собрание Коллекции искусства земли Северный Рейн - Вестфалия (Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, фото с их сайта) в Дюссельдорфе удалось приобрести одну из последних его работ: Palazzo Regale (1985).

Joseph Beuys, Palazzo Regale, 1985, 2 Vitrinen, bestückt mit Objekten, 7 Messingtafeln, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, © VG Bild-Kunst, Bonn 2010

 

Palazzo Regale (Joseph Beuys, 1985) - большая инсталляция, состоящая из 7 медных пластин и двух витрин, заполненных "арт-объектами" - показывает пример концептуальной скульптуры, бросает вызов воображению человека.

"В 60-70-х годах Йозеф Бойс стал культовой фигурой, своего рода гуру для молодого поколения, чуть ли не основателем новой религии. Ни один художник после Второй мировой войны не будоражил общественное мнение, как этот профессор дюссельдорфской академии, наделённый фанатической энергией, даром слова и той способностью воздействовать на людей, которую принято называть харизмой. Где бы и в каком качестве ни появлялся Бойс, он всегда оставался центром, вокруг которого вращалось всё."

Это цитата из очень длинной интересной статьи Игоря Голомштока, опубликованной на сайте НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА в 2002 году, которую я выборочно и несколько сокращённо привожу здесь (полностью читайте на сайте www.dw.de).

Родился 12 мая 1921 года в городе Клеве в буржуазной и строго католической семье. Бойс уже в школьные годы поглощал уйму книг: Гёте, Шиллер, Новалис, Шопенгауер – вплоть до трактатов основателя антропософии Рудольфа Штейнера, оказавшего на него особое влияние. Его интересовало все: медицина (он хотел стать врачом), искусство, биология, мир животных, философия, антропософия, антропология, этнография. Активная, энергичная натура Бойса требовала действия. Это, очевидно, и привело его в юности в ряды "гитлерюгенда".

Из "гитлерюгенда" дорога шла на фронт, и в 1940 году Бойс записывается добровольцем в германскую военную авиацию. На войне он проявляет себя дисциплинированным и храбрым солдатом. Он осваивает профессии радиста и пилота бомбардировщика. Он совершает множество боевых вылетов, за что и был награжден Крестами второй и первой степени. А в 1943 году его самолет сбили где-то над крымскими степями. Напарник Бойса погиб, а его самого с переломом черепа и тяжелыми ранениями вытащили из горящей машины местные татары-кочевники, очевидно, пастухи или скотоводы. У татар он пробыл недолго. Через восемь дней его обнаружили немецкие спасательные отряды.

Сам Бойс считал этот отрезок времени решающим для его последующей творческой карьеры. Здесь, в Крыму, он лицом к лицу столкнулся с той самой антропологией, которой увлекался с детских лет. Татары лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию этого народа. Израненное тело Бойса они обкладывали кусками сала, вливающего в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло. Привиделось ли ему это в бреду (он пролежал в коме 20 дней) или было на самом деле, во всяком случае, сало и войлок стали впоследствии важными материалами его скульптур и инсталляций, а антропологический принцип лег в основу его концепции.

В его творчестве конца 1940–1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных. В 1947 году Бойс поступает в дюссельдорфскую академию художеств, становится любимым учеником профессора Эвальда Матаре, потом преподавателем, а с 1961 года профессором класса монументальной скульптуры.

Началом оригинальной творческой биографии Йозефа Бойса считается день, когда он впервые продемонстрировал свою работу, в которую он ввел сало в качестве художественного материала. Затем последовал его знаменитый "Стул с салом" – сидение его было покрыто слоем животного жира, а справа из этой сгустившейся массы торчал термометр. В диспутах Бойс отстаивал эстетические качества сала: его желтый цвет, приятный запах, целебные качества.

Другим его вкладом в арсенал современных художественных материалов был войлок. В своих многочисленных акциях он заворачивал в войлок стулья, кресла, рояли, сам закутывался в него и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Бойс пришел в академию с убеждением, что старая концепция искусства, включавшая в себя только живопись, графику и скульптуру, изжила себя. ...

Июль 1971 года проходил в обычной для академии рутине отбора подавших на конкурс студентов. Бойс выступает с резким протестом: отбор студентов по способностям нарушает демократический принцип равенства – ибо каждый человек несет в себе творческое начало. Узкая художественная одаренность только мешает вылепить из студента подлинного творца. И Бойс предлагает принять всех отвергнутых в свой собственный класс. Предложение его, естественно, не было принято. Аналогичная ситуация повторилась и на следующий год. И когда администрация академии снова не согласилась на требование Бойса, он вместе с 54 отвергнутыми оккупировал ее административное здание. Это было прямое нарушение закона, и Бойс был отстранен от должности профессора академии. На собрании, где решался вопрос о его отставке, Бойс заявил:

"Государство – это монстр, с которым надо бороться. Я считаю своей миссией – разрушение этого монстра".

Затем последовали апелляции в суде, бурные дебаты в прессе, выступления в поддержку Бойса таких видных деятелей культуры, как нобелевский лауреат Генрих Бёлль и молодых, но уже известных тогда художников (Герхард Рихтер, англичане Ричард Хамильтон, Дэвид Хокни, Рон Китай). В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства.

"Где я – там и академия", - наполовину в шутку, наполовину всерьез утверждал Бойс, считая своим демократическим долгом сотрясать существующий порядок и учить массы людей. Потерпев фиаско в Дюссельдорфе, он переносит свою деятельность в Берлин.

В 1974 году он вместе с Генрихом Бёллем основывает Свободный международный университет. Его студентом мог стать каждый, независимо от возраста, профессии, образования, национальности и, конечно, способностей. Свободный международный университет по мысли Бойса должен был быть идеальной моделью того образовательного центра, где из сырого человеческого материала можно было ваять творческого демократического человека.

Бойс утверждал, что он не имеет ничего общего с политикой, а знает только искусство. Однако его концепция социальной скульптуры ставила своей главной целью преобразование общества целом. И кем бы ни считал себя Бойс, искусство и политика шли у него рука об руку. Его невероятная активность распространялась на все. Он выступал в защиту природы, отстаивал права женщин. Он требовал назначить зарплату домашним хозяйкам, доказывая, что их труд равен любому другому труду.

За свою жизнь он осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10.000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер перформансов или акций. Он всегда работал с невероятным напряжением, часто почти впадая в транс. ... Он выступал перед публикой не столько как художник или артист, сколько как шаман, вещающий в состоянии транса об истинах, недоступных рациональному сознанию. Сам Бойс не раз подчеркивал связь своего творчества с шаманизмом и ритуалами древних религий. ... Йозеф Бойс умер в 1986 году в возрасте 64 лет, так и не успев завершить многие из своих проектов.

Играющая с шаром на Кёнигсаллее в Дюссельдорфе

Оригинал из бронзы, который вам встретится в Дюссельдорфе в сквере на юге Кёнигсаллее (установленный там с 1902 года), был создан скульптором Вальтером Шоттом (Walter Schott 1861-1939) и считается одной из самых знаменитых скульптур в стиле модерн.

Автор скульптуры - известный берлинский скульптор (профессор) Вальтер Шотт, создавший многочисленные памятники и ставший одним из главных представителей и основоположником берлинской скульптурной школы нео-барокко. "Девушка, играющая с шаром" была создана в 1897 году и существует в двух различных вариантах: в тонком платье и обнажённая.

Статуэтка воспроизводилась в самых разных материалах: существуют версии в бронзе, а также мраморная, одетая в бронзовое платье, на цоколе из оникса (кабинетная скульптура). Позднее сделана в малых формах на мейсенской мануфактуре, выкупившей права у В. Шотта на изготовление модели в фарфоре, зная что лучше фарфора ни один материал не сможет передать тонкую эротику статуэтки.  

Имеются также четыре обнажённые версии фигуры - статуэтки тюрингской фарфоровой мануфактуры Alsbach.

Оба фарфоровых завода производят эти статуэтки по сей день.

Идеал красоты Вальтера Шотта был основан на эмоциональном натурализме и классике барокко с отголосками модерна.

"Девушка, играющая с шаром" была одной из самых популярных фигур того времени и стала "бестселлером", да и сейчас представляет коллекционный интерес. До сих пор фарфоровая девичья фигура была "одета" в зелёное платье (как, например, экспонат музея керамики в Дюссельдорфе), а для новой лимитированной серии (100 изделий) художники почему-то "переодели" девушку в синее платье которое ей не идёт.

Дюссельдорфская скульптура была подарена городу в 1902 году депутатом-промышленником Густавом Херцфельдом (Gustav Herzfeld), о чём мелким шрифтом упомянуто на небольшой бронзовой табличке постамента.

Печальное: В 1935 году из-за этого упоминания имени дарителя еврейского происхождения собирались убрать скульптуру с её места на Кёнигсаллее, директору художественной академии удалось "отстоять" фигуру (он предложил убрать "непригодную" табличку с упоминанием имени дарителя - грустно, но факт, исторический(( так она сохранилась до наших дней на своём прежнем месте. Теперь - снова с табличкой и "запрещённым" тогда именем дарителя.

Эта дюссельдорфская грациозная скульптура привлекает внимание многих и волнует фантазию и вдохновляет на творчество. Я нашла в сети вот такой рассказ с пьесой:

"Дюссельдорфский Пигмалион" РАФ АЙЗЕНШТАДТ

 Königsаllee "Я люблю, гуляя вдоль ее канала, свернуть сюда, в этот небольшой сквер, где однажды открылась для меня юность и грация, прелесть и очарование милого создания в развевающихся одеждах - Jugendstil начала прошлого века. На постаменте две лаконичные строчки: Prof. Walter Shott „Die Kugelspielerin“ 1902 Но в памяти возникает только 1938 год – год гибели скульптора. Я не слышу тогда шума машин, ничего не слышу, а остается только тридцать восьмой год и эта девушка, так неотвратимо привлекающая моё внимание. Мне уже кое-что известно: и фамилия скульптора – Вальтер Шотт - популярного в те еще доверчивые годы и что сгинул он в нацистском концлагере..."

Иакобина Юлихская или Якоба Баденская - так её величали в Дюссельдорфе. Трагедия.

Якоба Баденская - так её величали в Дюссельдорфе  — дочь маркграфа (маркиза, то есть) Филиберта Баден-Баденского, ставшая (Иакобиной Юлихской) женой юлихского и бергского герцога Иоанна-Вильгельма Первого (не спутайте со Вторым, Ян Веллемом - тот был "что надо"!).

Она, красавица, прибыв по Рейну на собственную свадьбу, была встречена в Химмельгайсте женихом, сопровождавшего её отсюда в отцовский дворец в Дюссельдорфе, ставший местом её трагической смерти. 

А вот что написано про несчастную Якобу в русской Википедии:

"Во время безумия мужа Иакобина превратила юлихский двор в арену дикого распутства. Земские чины принесли на неё жалобу императору, но прежде чем процесс закончился, Иакобина была найдена в постели задушенной."

Её жизнь была, на взгляд немецких историков, не распутна и "дика", а ужасно несчастна, смерть - таинственна, с криминальным сюжетом - и не верьте этому заявлению в Википедии.

400 лет назад отсчитайте. Свадьба молодого герцога Йоганна Вильгельма (Johann Wilhelm) и Якобы (Jakobe von Baden) "пела и плясала" восемь дней. Турниры, суда разукрашенные по реке плавают, огни-факелы...

Жизнь после свадьбы. Старый герцог-отец - не в себе после инсульта, умер. Герцог Йоганн подвержен приступам депрессии и мании преследования, медленно сходит с ума. Детей-наследников у Якобы нет, но её, красавицу-умницу, полюбил люд. И начинаются дворцовые интриги. Младшая сестра "дурного" Йоганна Вильгельма - по имени Сибилле - публично обвинила невестку в неверности мужу.

Якобу заточили в башне, список обвинений в безнравственности составили аж из 90 пунктов. Якоба настолько умна, что смогла грамотно опровегнуть обвинителей, болельщики уже начали радоваться её близкому освобождению.

Окончания процесса не наступило, красавицу обнаружили мёртвой в её комнате-камере, объявили, что "инсульт", а свидетелям запретили, рассказывать об увиденном. Скорые скромные (и не завершённые настоящим погребением) похороны в свинцовом гробу в часовне замка, в 1820 - перезахоронение в церкви Св. Ламберта.

Говорят, до сих пор не может найти покоя - её призрак с красной лентой на шее видят то в чёрных одеяниях, то в белых...

Музы у Kunsthalle в Дюссельдорфе

Музы у Kunsthalle в Дюссельдорфе

Дюссельдорф. Чем он славится? - спрашивают туристы. С 19 века за Дюссельдорфом укрепился титул "Города Искусств". Художественная академия тому, конечно, наипервейшая причина. Художеств в городе много, как и художников.

К концу 19 века был отстроен исторический выставочный зал для художественной экспозиции. Вот эти строгие дамы фигуры - назовём их для простоты Музами - попарно украшали (будучи кариaтидами под портиком) вход в довоенный выставочный художественный зал Kunsthalle. 

Read More

Алексей Боголюбов, Евгений (Эуген Густав) Дюккер, Дюссельдорф.

Культурные связи Германии и России. Судьбы. Дюссельдорф в биографиях интересных людей. Темы, которые меня очень интересуют.

"читаю везде "Дюссельдорф да Дюссельдорф" (и это не мои слова :-) А.П.Боголюбов. Записки моряка-художника.

Это из подборки информации, которой я пользуюсь для пополнения моих экскурсионных материалов.

Дюккер "с равным основанием может быть отнесен как к немецкой, так и к русской живописной школе. Эжен Дюккер начал свой творческий путь учеником Императорской Академии художеств в Петербурге, а закончил его профессором Дюссельдорфской Академии, где преподавал более 40 лет."

Цитаты из познавательной статьи к проекту "Россия – Германия: на перекрестке культур". "Немецкий дух" в Радищевском музее.


Идея создания музея в Саратове пришла его основателю, художнику и коллекционеру А.П.Боголюбову (1824-1896) в Германии, в Дюссельдорфе. Там он учился в ателье Андреаса Ахенбаха (1815-1910), где в 1859 году познакомился с художником-пейзажистом Александром Михелисом (1823-1868), собиравшем коллекцию, чтобы открыть музей в своем родном Мюнстере (Вестфалия). "Мысль Михелиса не покидала меня, и если я основал Радищевский музей, то ему обязан" - пишет Боголюбов в автобиографических записках. Саратовский Радищевский музей, распахнувший свои двери в 1885 году, стал первым общедоступным художественным музеем в России. А.П.Боголюбов не был богатым человеком, и занимался собирательством соответственно со своими возможностями. Произведения старых мастеров - живопись, скульптура, предметы прикладного искусства приобретались им в антикварных лавках Европы. Картины современных мастеров, как правило, работы его друзей и коллег, Боголюбов покупал, а чаще получал в подарок или в обмен на свои работы.

Коллекция немецкого искусства формировалась на протяжении всей истории музея, пополняется она и в настоящее время. В ее составе картины, рисунки, гравюры, старинные книги, скульптура, предметы прикладного искусства.

Радищевский музей занимается планомерным исследованием и публикацией своих фондов. Вся живописная коллекция старых мастеров прошла комплексное технико-технологическое исследование. При изучении собрания, особенно в последние два десятилетия, были завязаны контакты с коллегами из многих музеев и научных учреждений Германии и России. В результате атрибуция ряда произведений - прежде всего старой немецкой живописи, скульптуры, рисунка, керамики была уточнена или изменена. В настоящее время издано три тома Генерального каталога музейного собрания. Подробные сведения о картинах, скульптуре и рисунке немецких мастеров, с обоснованием атрибуции каждого произведения, опубликованы во втором томе: "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Живопись. Рисунок. Скульптура. Шпалеры. Каталог. Саратов, 2008". Произведения русских живописцев, в том числе немецкого происхождения, вошли в первый том: "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Живопись русских художников XVIII- нач. XX века. Каталог. Саратов, 2004".

Алтарные картины на дереве ХV века – редкость для музейных собраний России. В Радищевском музее хранится несколько произведений старых немецких мастеров, написанных на дереве. Двусторонняя створка "Благовещение" и "Рождество Богородицы» нюрнбергского мастера середины XV столетия не только самая ранняя из немецких алтарных картин, но и выделяется своими большими размерами. Алтари с такими створками обычно считаются "главными алтарями" церкви. Праздничная сторона - "Благовещенье". Кажется, прихожане храма, предстоящие перед этим образом - ангелом, благословляющим Святую Деву, сложившую в молитве руки, слышали звуки торжественного гимна, написанного на свитке "Радуйся, благодатная, Господь с Тобою". На будничной стороне написана более частная, интимная сцена - "Рождество Богоматери". Так как изображения на обеих сторонах доски посвящены Деве Марии, полиптих, частью которого была наша створка, скорее всего, находился в церкви, освящённой во имя Богоматери. В музей она поступила в 1920 году, ранее находилась в коллекции князя Павла Петровича Вяземского (1820-1888). Историк литературы, археограф, библиофил он обладал уникальной коллекцией немецких алтарных досок, которые, как и другие произведения доренессансной эпохи искусства Северной Европы, большинству его современников казались грубыми, варварскими. Видимо, коллекционера привлекала в них сила и глубина религиозного чувства, сближавшая эти произведения с древнерусской живописью и литературой.

Замечательным образцом искусства Северного Возрождения является "Рождество Спасителя" немецкого мастера начала XVI века. Скорее всего, это навершие небольшого храмового или домашнего алтаря. Восхищает мастерство художника, которому, в камерной и практически монохромной композиции удалось передать ощущение безграничного, преображенного божественным светом мира. Картина поступила от А.П. Боголюбова.

...

Достоинством дрезденского живописца Э.Х. Дитриха (1712-1774) современники считали умение работать в манере старых мастеров. "Турок" написан в стиле восточных голов Рембрандта. Этого мастера он особенно любил имитировать. Э.Х. Дитриху приписывается картина "Поклонение пастухов". Такой тип иконографии - так называемое "ночное" поклонение, изображающее сцену Рождества Христова в пещере, связывается с традицией религиозных представлений - "вертепов". Разнообразием жанров и художественных стилей отличается собрание немецкой живописи XIX века.

Картина "В комнате" Антона Августа Тишбейна (1720-1784) выполнена в стиле бидермейер. Автор единственного в музее немецкого "Натюрморта" - Цезарь Виллих (1825-1886) известен, прежде всего, как портретист. Две небольших, но очень красочных работы с изображением "птичьих дворов" написаны анималистами Густавом Месмером (род. 1865) и Уильямом Шёйером (1788–1879). "Скорбящая Богоматерь с ангелом", датируемая 1861 годом, одна из самых ранних религиозных картин Бернарда Плокхорста (1825-1907). Он продолжал традиции "назарейцев", стремившихся возродить монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения. Композиции этого мастера очень высоко оценивали современники. Картина принадлежала А.И. Гучкову (1862-1936), выходцу из старинной московской купеческой семьи, члену Государственного совета, который приобрел ее, видимо, во время своей учебы в Германии.

"Женский портрет", изображающий элегантную даму в саду, написан профессором Дрезденской АХ Юлиусом Шольтцем (1825-1993) и является образцом так называемого салонного искусства.

"Пожар в лесу" мюнхенского живописца Карла Ротмана (1797-1850) - характерный образец романтического героического пейзажа. Пожар – стихия, неподвластная человеку, уничтожающая все живое, одна из самых любимых тем романтизма. Ротман, работавший, в основном, по заказам баварского короля Людвига I, стремился поднять статус пейзажа до уровня особо почитаемых исторического и мифологического жанров. Картина была показана в 1858 году на выставке Академии художеств в Мюнхене. Уже тогда она принадлежала, вместе с другими пятью пейзажами К. Ротмана, отставному полковнику конногвардейского полка А.И.Барышникову (1802-1864), лично знакомому с художником. Произведения немецких мастеров собирали несколько поколений старинного дворянского рода Барышниковых.

Несколько декоративных романтических видов начала XIX века ранее украшали стены дома Н.П. Кокуева (1854–1913/14). Семью саратовских купцов Кокуевых нельзя с полным основанием назвать коллекционерами, ведь произведения искусства приобретались ими для интерьера, украшения повседневного быта. Они руководствовались при этом своим личным вкусом и, не в последнюю очередь, разумным соответствием цены и качества. Целостную группу составляют картины мастеров дюссельдорфской школы. Почти все они поступили от Алексея Петровича Боголюбова. Он впервые увидел работы Андреаса Ахенбаха (1815-1910) и других дюссельдорфцев в 1854 году, в одном из антикварных магазинов Берлина. "Вдруг вижу "Шевенинген" Андрея Ахенбаха. Гляжу на него и оторваться не могу. Люди, паника, лошади с возами – все это в движении, с волнующими меня парусами судов и прибоем морским, тонуло в солнечной водяной пыли….. читаю везде "Дюссельдорф да Дюссельдорф"". (А.П.Боголюбов. Записки моряка-художника. Саратов 2006, C. 67). Это впечатление оказалось настолько сильным, что во многом повлияло на творческую судьбу самого А.П. Боголюбова. С этого времени он начинает собирать картины дюссельдорфской школы. В пейзажах младшего брата Андреаса - Освальда Ахенбаха (1827-1905) есть поэзия и гармония, которая так привлекла А.П.Боголюова при первой встрече "… уже Италия, но с фигурами и тонкими гармоничными тонами красок… читаю "Освальд Ахенбах",. В картине О. Ахенбаха "Неаполь. Вечер" варьируется мотив, к которому художник часто обращается с конца 1857 года. Она была куплена, при посредничестве А.П.Боголюбова, цесаревичем Александром Александровичем и находилась в его собрании, пока в 1873 году цесаревич не обменял ее на другую работу О. Ахенбаха из собрания Боголюбова.

В Радищевском музее есть пейзажи Феликса Крейтцера (1835-1876) , Юлиуса Рольмана (1827-1865), Эжена Дюккера (1841-1916). ...

Заметное место в музейном собрании занимает "россика" - заказные портреты представителей русской знати, выполненные немецкими мастерами, а также произведения российских немцев XIX века. На "Портрете баснописца И.А.Крылова", выполненном выходцем из Курляндии Иваном Эггинком (1787-1867) - мудрый, проживший долгую жизнь и не чуждающийся земных радостей человек. Характерную для немецкого искусства любовь к деталям художник сочетает с глубиной психологической характеристики. На "Портрете Анны Семеновны Загоскиной", поступившего в 1919 году из бывшего собрания дворян Юрьевичей, изображена дочь Семена Алексеевича Юрьевича – одного из воспитателей цесаревича – будущего императора Александра II. Она была замужем за Сергеем Михайловичем Загоскиным, сыном известного писателя. Автор портрета - соученик А.П.Боголюбова по Академии Художеств Карл Богданович Вениг (1830 – 1908). Его сын пошел по стопам отца, и спустя восемьдесят лет жительница Саратова подарила музею пейзаж Павла Карловича Венига (1870-1942).

Картина "`Генерал-Адмирал Апраксин` во льду на острове Гогланд" ("Ледокол во льду") - образец героического пейзажа, рассказывающего о мужественном противостоянии человека природным стихиям. Автор, балтийский немец Карл Винклер (1845-1900), - писал преимущественно старые улочки своего родного Ревеля, и этот сюжет редкий для его творчества.

Заметный вклад в развитие русского искусства внесли представители немецкого баронского рода Клодтов фон Юргенсбург. "У водопоя" Михаила Константиновича Клодта (1835-1914) – образец поэтического камерного русского пейзажа.

"Девочка с цветами" - характерная работа Карла Лемоха (1841-1910), которому особенно удавались трогательные и поэтичные образы крестьянских детей. Этот художник пользовался большим уважением коллег, любовью публики, получил официальное признание. Он давал частные уроки рисования детям царской семьи, в том числе будущему императору Николаю II. В последние годы жизни Лемох занимал должность хранителя Музея Александра III (ныне Государственный Русский музей в Петербурге).

"Итальянка на балконе" Тимофея Неффа (1805-1877) - одно из самых эффектных и привлекающих внимание произведений. Чувствуется, что ее автор испытал влияние классического искусства Италии. Уроженец Эстляндии Тимофей Андреевич Нефф учился в Академиях Художеств Дрездена и Рима. Удостоился признания в России и Европе, получил почетное членство во флорентийской АХ, был хранителем Императорского Эрмитажа. Органично дополняют "русскую" часть выставки произведения А.П.Боголюбова, который характеризуется в немецких изданиях как представитель дюссельдорфской школы. Созданные Боголюбовым виды Бонна, Кобурга, Дюркгейма, рейнские пейзажи - это прекрасные образцы европейской пленэрной живописи последней трети XIX века, объединяющие в себе присущие автору черты романтизма и реализма.

Хронологические рамки собрания немецкой оригинальной графики - от XVII до первой трети XX века. Из бывшего собрания графа В. П. Орлова-Давыдова (1856-1882) поступили два рисунка начала XVII столетия. Владимир Петрович - писатель, почетный член Академии наук, собирал рисунки старых, в том числе немецких мастеров наряду с рукописями и старопечатными книгами. Оба рисунка являются характерными образцами стиля барокко. Автор листа "Мадонны во славе" придворный художник баварских королей Иоганн Матиас Кагер (1575-1634), в небольшом листе передает вселенское ликование во славу Девы Марии. На другом листе неизвестный, предположительно, мюнхенский художник, воплощает очень популярный в эту эпоху образ ангела-хранителя .

Наиболее полно в коллекции представлены рисунки XIX века. В творчестве Каспара Давида Фридриха (1774-1840) выражен романтический дух Германии. Рисунок "Ворота кладбища" значился как работа неизвестного художника, был отнесен К.Д.Фридриху на основе прямой аналогии с его картиной "Кладбище" (1828-1830) из собрания Кунстхалле в Бремене. Здесь художник использует свой любимый прием распределения света и тени - пейзаж, расположенный в глубине, освещён сверху, а первый план погружён в сумрак, символизирующий земной мир. Рисунок находился ранее в собрании Юрьевичей. Видимо, эта работа Фридриха, как и другие произведения западных художников, приобретена в 1838 году, во время европейского путешествия цесаревича, в котором его сопровождал С.А.Юрьевич.

Автором рисунка "Притча о злом рабе" традиционно считается Вильгельм Каульбах (1804-1874), известный немецкий исторический живописец XIX века. Лист имеет необычайно большой для графики размер (960 х 703мм.) Видимо, это заготовка для одной из монументальных росписей В. Каульбаха. Популярные в немецком искусстве этого времени путевые зарисовки и изображения сражений выполнены известным баталистом Фридрихом Кайзером (1815-1890).

Коллекцию немецкой оригинальной графики XIX века дополняют пейзажные рисунки мастеров дюссельдорфской школы - Андреаса и Освальда Ахенбахов, Людвига Беккера (1855-1940), Фердинанда Хёппе (1841-1922).

Автор композиции "Люди не узнают об этом" (Г-9721) Макс Эрнст (1891-1976) - основатель первого объединения дадаистов Германии, один из лидеров эстетики "новой вещественности". Работа выполнена на картоне темперой и гуашью. Живописный вариант композиции, датируемый 1923 годом, находится в Лондонской галерее Тейт. Приобретение работы Макса Эрнста в 1994 году в Саратове стало для музея большой и неожиданной удачей.

Собрание немецкой печатной графики – одно из самых значительных и разнообразных в музее. Здесь хранятся замечательные образцы гравюры XVI–XIX веков, выполненные в разных техниках – ксилография, резец, офорт, литография. В музейном собрании немецкой печатной графики, включающем около 200 листов, особого внимания заслуживает гравюра эпохи Возрождения. Большая часть коллекции поступила в 1900 году от А.Д. Столыпина – писателя и военного, отца выдающегося реформатора П.А.Столыпина. Собрав прекрасную коллекцию европейской, преимущественно старой немецкой гравюры, он завещал ее Радищевскому музею. Это листы с досок Альбрехта Дюрера (1471-1528), Ханса Бальдунга Грина (1484-1545), Генриха Альдгревера (1502-1555/1561), Лукаса Кранаха (1475-1553), Мартина Шонгауэра (1445/50-1491), Виргилия Золиса (1514-1562). Творчество Х.З.Бехама (1500-1550) представляет серия "Крестьянский праздник или двенадцать месяцев" (1546), а также отдельные листы. Представлена также печатная графика эпохи барокко и рококо – преимущественно, библейские и аллегорические сюжеты. Музей обладает значительной коллекцией литографий XIX cтолетия – пейзажи, портреты, жанровые сценки. На выставке преобладают гравюры мастеров XVI века, большая часть которых публикуется впервые.

Немецкая собрание декоративно-прикладного искусства многочисленно и разнообразно по составу. Музейные интерьеры невозможно представить без мебели, сделанной мастерами Германии, особенно без богато украшенных скульптурным декором шкафов XVII века. Центральную арку второго этажа музейного здания украшает знаменитая ваза с камеями, сделанная по заказу кайзера *!*Фридриха Вильгельма IV на Берлинском фарфоровом заводе в 1846 году и подаренная им министру иностранных дел России Карлу Нессельроде (1780-1862).

Произведения знаменитой Mейсенской фарфоровой мануфактуры, а также Берлинского завода, фабрик Тюрингии и Баварии покорили весь мир. Россия не стала исключением – в коллекции Радищевского музея более 800 предметов, поступавших на протяжении всей его истории. Немецкий фарфор украшает постоянную экспозицию, посуда и мелкая фарфоровая пластика востребованы на многочисленных выставках. Избранные для выставки экспонаты позволяют получить представление о разнообразии форм и росписи, техническом совершенстве немецкого коллекционного фарфора.

Наиболее полно представлены изделия XVIII-XIX веков - Мейсенской, Берлинской и других мануфактур Германии. От основателя музея поступило "сорок вещей старого саксонского фарфора". В 1920-е годы много предметов было получено из Государственного музейного фонда, а последнее значительное пополнение произошло в 1970 году, когда саратовский врач Ольга Александровна Гордеева, собравшая прекрасную коллекцию фарфора, в основном немецких заводов, завещала ее музею. Выставка дает возможность сравнить оригинальный саксонский фарфор с изделиями, выполненными по моделям Мейсена на русских мануфактурах - их использовали и завод Гарднера, и Гжельский керамический центр на протяжении всего XIX века. Большая часть предметов публикуется впервые.

КНИГИ
ГЕРМАНИЯ 

Музей обладает значительным фондом старой немецкой книги. А.П.Боголюбов изначально определил два направления его формирования, собирая издания, представляющие художественную ценность (фонд редкой книги) и книги для практического использования - разного рода справочники, каталоги выставок и собраний, пособия для художника, приобретаемые им лично для себя и для библиотеки рисовального училища.

Великолепным образцом искусства книгоиздания XVIII столетия является многотомная Естественная история Буффона, переведенная с французского и изданная в Берлине в 1772 -1777 гг. (Buffon,G.L.L.. Naturgeschichte der vierfüßigen Thiere"; Buffon,G.L.L. Naturgeschichte der Vögel). "Каталог Большой немецкой выставки 1895 года" (Grosse Kunst-Ausstellung.1895.Katalog) находился в библиотеке основателя музея, по его завещанию поступил в Боголюбовское рисовальное училище. Широко представлено книжное искусство эпохи модерна. Примером сотрудничества поэта и художника является выпущенное в 1891 году в Мюнхене издание поэмы Юлиуса Вольфа "Лорелея" с иллюстрациями Вильгельма Крау и Людвига В. Хойпеля : “Lurlei: Ein Bilder-Cyclus zu Julius Wolff's gleichnamiger Dichtung von W. Kray und L. W. Heupel”.

В книжном фонде музея – несколько многотомных серийных изданий по истории и теории искусства, изданных в Германии на рубеже XIX –ХХ веков, в частности, "Кunst und Künstler der erster Häfte des 19. Jahrhundersts. Hrsg. von Robert Dohme., “Künstler-Мonographien” и других.

РУССКО-НЕМЕЦКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

Обзор музейной коллекции показывает, что немецким искусством в России интересовались представители самых разных слоев русского общества - и представители высшей русской знати, и чиновники, и купцы. К уже названным именам собирателей немецкого искусства необходимо добавить имя графа Анатолия Нессельроде, владельца имения "Царевщина" в Саратовской губернии, внука знаменитого министра иностранных дел Российской империи Карла Нессельроде. Кроме вышеупомянутой "вазы с камеями", в его собрании находились античная скульптура и картина "Сельский праздник" мастерской Давида Тенирса Младшего (1610-1690). Очень много для русской культуры сделал В.В. фон Мекк (1877-1932), финансировавший выставки и издание журнала "Мир искусства"(1898-1904), а также "Русские сезоны" Сергея Дягилева в Париже. ...

Татьяна Савицкая, куратор выставки

Китайские двери в Дюссельдорфе

О, это мне был сюрприз. Шла смотреть крупномасштабные инсталляции из б/у текстиля, а нашла ... фотографии! ... дверей! - специально для меня)))

Это я пошла на выставку китайской художницы Инь Сючжэнь (Xiuzhen).

Так вот: неожиданным было почти всё, а вот нетекстильным - только фото дверей, наклеенные на деревянные "дверки".

1.

Сами по себе интересные чёрно-белые сине-голубые фото дверей, которые художнице лично знакомы...

2.

Но она каждую дверь снаружи и изнутри сфотографировала!

3.

И приклеены эти фото - лицо+изнанка на деревянной основе, которая крепится к стене...

4.

...дверными петлями!

5.

*я опять в бурном восторге))

Среди самых известных её творений – города в чемоданах. Миниатюрные города из тряпок горожан текстильной продукции!

Об этом напишу и покажу тряпичный Дюссельдорф!

Про реликвии из церкви Святого Ламберта в Дюссельдорфе

В начале (пока) только про одного святого - Виллеика. Про Аполлинария (St. Apollinaris), покровителя (или патрона) Дюссельдорфа - несколько позже, добавлю сюда же.

В целом рассказ можно назвать "неспокойная судьба мощей" - их спасали, доставали, отнимали, воровали, жертвовали-дарили, перемещали, разъединяли, возвращали... и верили в их особые благотворные качества. 

Мощи Виллеика (а похоронен он был сначала со своим предшественником в 8 веке - в усыпальнице св. Свитберта в Кайзерсверте, потом его мощи уложены в 1267 в один ковчег со Свитбертом, где покоились до 1393 года, когда их изъяли и перенесли в Дюссельдорф) – теперь они хранятся в церкви св. Ламберта, за высоким алтарём.

Русскоязычная википедия сообщает: «В 1403 году его святая глава была перенесена в храм Святого Ламберта в Дюссельдорфе, где хранится по настоящее время в заалтарной части».

Сначала перенесли мощи, а через десять лет - голову? На ковчеге есть латинский текст, а там слово «Corpus» а поэтому будем верить – в первую очередь: глазам своим (и надписи, и форме увиденного нами ковчега – реликварии часто передавали форму реликвии, если бы там была «святая глава», то и форма была бы другой) - что там все мощи полностью.

Святой Виллеик (нем. Willeick, Willeicus, Velleicus), умерший предположительно в 726 году, англосакс, был сначала регентом в Утрехте. Затем, став учеником (и другом-последователем) святого Свитберта - настоятелем монастыря в Кайзерсверте (Kaiserwerth) после Свитберта, скончавшимся там 1 марта 713 года – ровно 1300 лет тому назад!

Фельбертские ключи и замки, история - заключительная подборка информации

Ремесло изготовления различных видов замков, ключей, оковок известно в регионе Бергишес Ланд, где находится город Фельберт (Velbert), с XVI века. Впервые производители замков показали свою продукцию в Дюссельдорфе в 1880 году, на масштабной Рейнско-Вестфальской промышленной выставке, крупнейшей выставке в Германии 19 столетия (100 залов, миллион посетителей).

А вот одна красивая фотография с той выставки.

(демонстрируется первый бетонный мост в Германии, 1880, Дюссельдорф, выставка)

Тогда уже удалось очень солидно представить замки и ключи, сделанные в Фельберте - что и "сделало имя" этому городку и в Германии и за её рубежами - и теперь он считается традиционным центром по производству оковочных изделий, замков, дверных приборов, подков и прочего.

А с 1929 года в этом городе есть единственный специальный музей такого рода в Германии. В музее реконструирована кузница XIX века (используется как демонстрационная), представлена мебель, кассы с замками. Экспозиция знакомит с историей развития данной отрасли промышленности в Европе, Азии, Африке от истоков до настоящего времени.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Упоминания о замках и ключах встречаются в древней литературе и устных преданиях многих цивилизаций. В Библии, в Книге пророка Исайи (Ис. 22:22) сказано: «И ключ дома Давидова возложу на рамена [т.е. плечи] его» (8 в. до н.э.). О запирании и отпирании дверей ключом говорится в Книге Судей Израилевых (Суд. 3:23–25), написанной на 600 лет раньше.

Историей замков занимались амереканец немецкого происхождения Вальтер Шлаге (Walter Reinhold Schlage) и  Фридрих Шлегель ("История замков". "Kulturgeschichte der Türschlösser" - Fr. W. Schlegel, 1952, издательство Carl Lange Verlag - Duisburg). 

Замки родом из прошлого.

Интересный факт в том, что в гробнице Рамсеса II археологи обнаружили первый в истории деревянный ключ. Исторически считается, что создание деревянных механических замков принадлежит сразу нескольким цивилизациям, начавшим их изготавливать и вводить в использование. Механизм работы таких замков заключался в следующем. Во-первых, сам замок крепили к дверному косяку в вертикальном положении. В самих замках были расположены штыри, которые опускались в отверстие крестовины под тяжестью своего веса и таким образом запирали дверь. Такой механизм можно было открыть с помощью деревянного ключа с зубцами или выступами. В новых штифтовых замках используется такой же принцип запирания.

Замки на Древнем Востоке.

Древний Китай повсеместно использовал железные и медные навесные замки. Принцип работы конструкции был предельно простым: в запирающей позиции засов удерживался с помощью выступающих позиций и пружин. Для того чтобы открыть замок, следует распрямить или прижать пружины с помощью ключа, после чего засов замка отступал в сторону.  На сегодняшний день на востоке такой тип замков считается наиболее популярным.

В обязательном порядке такие замки украшались разнообразными рисунками и узорами, а могли даже изготавливаться в виде животных – лошадей, драконов,  бегемотов или слонов. Считалось, что лучшим подарком будет замок, с нанесенными на него поздравлениями. Самые первые ключи для таких замков изготавливались из металла, кости или достаточно прочных древесных пород.

Замки в Древней Европе.

Древние римляне также пользовались навесными замками, которые можно было открыть или закрыть всего лишь поворотом ключа. Именно благодаря римлянам вошли в использование неподвижные зазоры на замке с целью того, чтоб в таком механизме чужой ключ провернуться не смог. На самых выступах теперь делали нарезные узоры или насечки. Такая система выступов уже свыше тысячи лет существует, как основной механизм при производстве замков.

Навесные замки были очень популярны среди купцов, которые вешали их на свои ларцы с товарами при транспортировке. Такие «дорожные» замки защищали имущество от разбойных нападений на торговых путях. Замки были как огромных, так и очень маленьких размеров. Внешне они были похожи на религиозные символы, сердца, животных или на просто геометрические фигуры.

Английскими ремесленниками в 870 годах были созданы самые первые цельнометаллические замки. Они представляли собой металлические засовы с выступами для предотвращения взлома или неумышленного открытия замка.

Эволюция замков в Средние века и в поздние периоды.

В эпоху Ренессанса, а ранее и в Средние века на внешний вид замков сильное влияние оказывали и веяния архитектуры. Орнаменты и узоры на конструкциях становились более и более изысканными. В Европе действовала практика приглашать известных мастеров для изготовления замков. Особенно это было популярным среди знатных семейств. Отчасти поэтому очень сложно установить применялся ли замок именно в той же стране, где и был изготовлен или же привозился из-за границы.

В течение 14-17 веков особых усовершенствований в конструкции замков не наблюдалось. Ремесленниками изготавливались замки для сундуков, шкафов, ворот и дверей. «Замки-шедевры», поражающие своими утонченными орнаментами и красивой отделкой, никогда не вешались на двери. Было часто и такое, что они просто вывешивались без верхнего покрытия для того, чтоб можно было показать и рассмотреть составные элементы механизма, разобрать метод работы или в деталях рассмотреть декоративную отделку. Только после такой «ювелирной» работы работника признавали мастером своего дела.

Мастера замочных дел фантазировали и воплощали в жизнь поистине гениальные идеи для ключей и замков, они придумывали всевозможные выступы в виде гербов или фигур. Любая выполненная на заказ работа такого мастера гармонично вписывалась в остальной архитектурный ансамбль помещиков. Недостатком оставался неизменный механизм запирания, который знали уже практически все. В связи с этим, безопасность больше зависела от потайных замочных скважин или от  новых, более сложных выступов и зазоров.

В Европе только в 17 веке вошли в известность новые техники для запирающих устройств. В это время появились специальные замки, для которых не нужны были ключи, а открывались они от набора букв или цифр на вращающихся дисках. Вешались также и специальные маленькие колокольчики, которые начитали звенеть, когда кто-либо касался засова.

На принципе вращающихся дисков основаны и ранние виды замков «Брама», которые отличались своей надежностью. Сегодня продолжают выпускаться замки, работающие по такому принципу. Их прямыми потомками являются банковские кодовые замки на сейфах.

Самым популярным среди всех замков, стал английский замок цилиндрового типа, который был изобретен в далеком 1847 году, американцем по происхождению Лайнусом Йейллом. Популярность замка была обусловлена  компактному размеру ключа, который, при минимальном размере, мог иметь тысячи различных конфигураций.

К первой половине 20-х годов 20 века Вальтер Шлаге смог усовершенствовать концепцию работы цилиндрического пальцевого замка, разместив кнопочный закрывающий механизм  между ручками. Замок Шлаге оценили по достоинству, и вскоре он стал очень популярным. Этот замок считался одним из самых надежных механизмов того времени.

Правнук великого писателя романиста Жюля Верна, Шарль Курне, еще в детстве начал увлекаться разнообразной  механикой. Помимо прочего, он был очарован замочными механизмами, которые, в итоге, стали главным интересом всей его дальнейшей жизни. Будучи одним из самых великих в то время замочных экспертов, Курне занимался уникальными заказами – вскрывал сейфы на затонувших суднах. Курне стал первым, кто смог открывать замки на глубине 400 футов, благодаря чему, смог вернуть несколько миллионов долларов различным спасательным сообществам. Помимо прочего, Курне обладал одной из самых богатых во всем мире замочных коллекций. Заметим, что большая часть собранных им замков, теперь входит в коллекцию замков Шлаге.

Висячие замки завоевали известность еще в те далекие времена, когда слава и власть принадлежала древним грекам, римлян и египтянам. По предположениям большинства известных историков, висячий замок использовался в качестве «дорожного» замка на крупных кораблях и торговых суднах, который усиливал защиту от возможных краж или нападений разбойников, что не было редкостью в то далекое время. Эти замки могли быть как огромными, так и очень скромных размеров, не редко, они имели геометрические формы, или принимали форму религиозных символов, животных, рыб, птиц, сердца и т.д.

Механизмы были разными, эти замки открывались ключами которые следовало ввинчивать, проворачивать, нажимать или вытягивать. В целях повышения эффективности, позже появились замки на различных буквах или цифрах, для открытия которых больше не требовался ключ, стоило лишь знать правильное расположение дисков с буквенными обозначениями. Зачастую, такие замки имели округлую форму, и предположительно, использовались на больших сундуках.

Висячие замки всегда имели большой спрос и популярность, ими запирали двери тюрем или хранилища богатств. Чаще всего, они производились из железа, меди или бронзы и имели довольно грубую конструкцию. Тем не менее, они были слишком примитивными, и даже те кто имел самые поверхностные знания о замках, могли без особого труда их вскрыть.

В долгую эпоху готики, в след за которой последовала роскошная эпоха Возрождения, некоторые мастера, преисполненные вдохновением, создавали настоящие произведения искусств. Это были красивейшие декоративные замки и навесы за все времена. Это был тот славный период, когда замочные мастера славились на весь мир, и считались мастерами уровня ювелиров. В королевских дворах не редко прибегали к услугам таких мастеров, заказывая самые прочные и изысканные замки.

В начале 19 века большинство городских банков размещалось в старых и абсолютно неукрепленных зданиях. Сейфы в этих банках, не редко были изготовлены из прочных пород дерева, и имели формы пеналов или обычных сундуков. Эти сейфы были оббиты железными листами, и закрыты на висячий замок. Любому преступнику не составляло особого труда проникнуть в банк, вскрыть или даже унести сейф, чтобы  после просто разбить его бросив со второго этажа любой лачуги. В то бурное время, началось целое соревнование между взломщиками и теми, кто разрабатывал защитные механизмы. Производители сейфов начали применять более толстое железо, отказались от висячих замок, и применили врезные замки, но и тут  грабители оказались хитрее, они просто взрывали двери, их срывало с петель, и добыча попадала в руки грабителей. В этой связи, изготовители замков смогли разработать кодовые замки, которые не имели замочных скважин, а двери закрывались на внутренних петлях. Помимо этого, в строительстве хранилищ стал применяться бетон. Так прошла эпоха медвежатников.

Classic Remise - Дюссельдорф и ретроавтомобили

Рекомендация любителям старины и классики автомобилестроения: посетить в Дюссельдорфе павильон Classic Remise, импозантно расположенное здании бывшего локомотивного депо, построенном в 30-ые годы прошлого столетия. С 2006 года здесь открыт центр обслуживания олдтаймеров. В павильоне представлено несколько сотен старинных машин, красующиxся перед заинтересованной публикой.

Помещения Classic Remise в выходные дни всегда наполняется большим количеством посетителей, которые приходят сюда просто полюбоваться старинными автомобилями и провести время в необычной ретроатмосфере.

Classic Remise Дюссельдорф

Индустриальная архитектура бывшего локомотивного депо в сочетании с экспозицией классических автомобилей  в Дюссельдорфе.

Что это такое и чем интересно? Смотрите здесь (далее - информация по материалам официального сайта Classic Remise Дюссельдорф - http://www.remise.de)

Центр классических автомобилей Classic Remise Дюссельдорф расположен в реконструированном здании бывшего локомотивного депо - 30-е годы 20-ого века. Сейчас здесь находятся помещения для хранения олдтаймеров, реставрационные и ремонтные мастерские, специализирующиеся на торговле классическими автомобилями дилеры, рестораны, а также магазины, где в продаже - всё, так или иначе связанное с олдтаймерами - от запчастей и коллекционных масштабных моделей до винтажной одежды и аксессуаров.

Сочетание индустриальной архитектуры начала ХХ века и классических автомобилей - концепция, успешно реализованная всего два раза в мире.

Classic Remise Дюссельдорф

В Classic Remise Дюссельдорф находятся специализированные магазины для любителей авто- и мото-олдтаймеров. Масштабные модели автомобилей, специальная одежда для водителей, книги и журналы на автомобильные темы, а также запасные части и принадлежности.

Classic Remise ДюссельдорфМастерские по ремонту автомобилей и мотоциклов - это сердце центра ретроавтомобилей. Здесь производятся все виды работ - механические, кузовные и окрасочные, профессиональная полировка автомобилей и диагностика электрооборудования классических автомобилей.

Classic Remise ДюссельдорфДля дилеров, специализирующихся на торговле олдтаймерами, Classic Remise Дюссельдорф служит выставочным павильоном, где представлены продающиеся автомобили. В тщательно отреставрированном здании бывшего локомотивного депо царит в прямом и переносном смысле музейная атмосфера.

Classic Remise ДюссельдорфВладельцы классических автомобилей могут арендовать один из 75 полностью застеклённых гаражных боксов. Запирающиеся боксы интегрированы в общую структуру здания. Они защают олдтаймеры от атмосферного воздействия, но в то же время позволяют посетителям Classic Remise Дюссельдорф видеть находящиеся там автомобили.

Classic Remise ДюссельдорфИз бистро “Hebmueller” открывается вид на выставочный зал. В тёплое время года работает пивной сад. Классические автомобили на фоне памятника индустриальной архитектуры ХХ века!.. Многие клубы любителей олдтаймеров регулярно проводят здесь свои встречи.

Classic Remise Дюссельдорф

 Экскурсии Если Вы хотите больше узнать о Classic Remise Дюссельдорф и его концепции, о расположенных здесь компаниях или об истории здания, Вы можете заказать  эксклюзивную экскурсию на немецком, английском или русском языках для групп до 35 человек. Экскурсия продолжительностью 45 минут включает в себя рассказ о создании Classic Remise Дюссельдорф, об истории здания локомотивного депо, а также обзор находящихся сейчас здесь дилеров, магазинов и компаний, предлагающих различные услуги. Кроме того, экскурсия позволит Вам познакомиться с работой мастерских, где проводится ремонт и техническое обслуживание олдтаймеров. Стоимость тура на немецком языке - 95 евро, на английском и русском 115 евро без учёта 19% НДС.

Вход бесплатный (кроме отдельных мероприятий):

Адрес: Classic Remise Дюссельдорф Harffstr. 110a 40591 Düsseldorf Тел.: +49 211 22950570 tours-duesseldorf@remise.de duesseldorf@remise.de

Проезд: от главного вокзала (Hauptbahnhof Düsseldorf): на U77 oder U74 в направлении Holthausen, Benrath, (7-10 минут) до остановки Provinzialplatz, далее пешком (8-10 минут) - налево в направлении Harffstraße/Kölner Landstraße

Часы работы : пн. - сб.: 08.00 - 20.00 вс.: 10.00 - 20.00

 

Городской (исторический) музей Дюссельдорфа - было и стало...

Плохая новость: Построение коммунизма в одном отдельно взятом музее Дюссельдорфа завершилось - точнёхонько к 1.1.2013 года. Строили-строили и прекратили.

Это я о бесплатном посещении городского (исторического) музея Дюссельдорфа.

Музей, интересный для краеведов и жителей города (ну, чтобы посмотреть экспонаты о его истории) и для тех, кто любит всё, что как-то связано с историческим материалами, расположен в здании бывшего городского "пале" (дворца-особняка) графов Шпее.

Я его любила за бесплатный вход ценю за замечательные портреты замечательных людей, картины с видами Дюссельдорфа, макеты города и старинные игрушки и костюмы 17-18 веков.

Любимый портрет - щеголя Феликса Мендельсона-Бартольди.

Так эта драгоценность живо смотрелась на белоснежной сорочке! Я, вообще, замечаю, что меня затягивает рассматривание художественных изображений с красивыми мужчинами тканями и драгоценностями.

 


Для слабовидящих посетителей возможно посещение с брошюрой по системе Брайля / либо с крупным шрифом, существует экскурсия для слепых и слабовидящих посетителей.

Безбарьерный доступ - музей города доступен для посетителей-инвалидов.


Время работы: вт-вс 11.00-18.00, понедельник - выходной.

Вход в музей с 1.01.2013 года - платный: 4 евро. Для детей и подростков до 18 лет вход свободный.

С картой туриста DuеsseldorfWelcomeCard музей можно посещать бесплатно.

Рядом: Музей керамикиМах-кирхерынок Карлсплатц.

Адрес: Berger Allee 2, Düsseldorf-Карлштадт

Как доехать? U-Bahn U70, U74, U75, U76, U77, U78, U79 до остановки Heinrich-Heine-Allee (от неё – 10 минут пешком) или на трамвае 704, 709, 719 до остановки ”Poststraße”.

Карнавальная скорбь (погребение шута) в Дюссельдорфе

Преамбула: в Германии принято публиковать "скорбные объявления" в газете и рассылать "траурные" извещения в случае кончины близких.

Приглашение на погребение шута в музей истории Дюссельдорфа
Приглашение на погребение шута в музей истории Дюссельдорфа

Вот такое "скорбное объявление" в музее истории Дюссельдорфа: 13 февраля 2013 года горожане скорбят по поводу скоропостижного, как каждый год, "ухода из жизни" карнавальногошута Хоппедица(Hoppediz) и приглашают на "погребение" и "поминки" в "дом скорби" (в музей).

Вход - "прискорбные" 6 евро и только при условии траурного одеяния.

Скорбящие собираются с 10 часов 11 минут ("11" - любимое число карнавалистов), в 11:11 - утоление печали пивом и шнапсом с музыкальным сопровождением ("помирать, так с музыкой!" (с), а в 12 часов 11 минут - погребальное шествие в парк и траурные речи.

Похоронных процессий в этот день, когда завершается карнавал, вам встретится в Дюссельдорфе довольно много, так как увлечение карнавалом для жителей рейнских земель - дело серьёзное. И излюбленная традиция.

Карнавальная скорбь (погребение шута) в Дюссельдорфе
Карнавальная скорбь (погребение шута) в Дюссельдорфе

Карнавальный шут Хоппедиц "родился" 11.11.2012 (он каждый год рождается в ноябре, 11 числа: 11.11.). Его первой остро-критичной шутовской речью - обращению к мэру города - открывается каждый карнавальный сезон в Дюссельдорфе. Заканчивается же карнавал символическим погребением этого персонажа (тогда уже его роль играет уже не уважаемый человек, а соломенная кукла, которую в последний день карнавала с торжественно «хоронят»).

А пока - до 13 февраля 2013 года -не возбраняется разгуливать вот в таких шляпках:)

Карнавал в Дюссельдорфе
Карнавал в Дюссельдорфе

А не пойти ли на выставку китайской художницы Инь Сючжэнь (Yin Xiuzhen), которая сейчас проводится в Дюссельдорфе?..

... и посмотреть на города в чемоданах? Вот он какой, Дюссельдорф в чемодане :-)

В выставочном зале Кунстхалле Дюссельдорф, до 10 марта 2013 проводится выставка, посвященная творчеству китайской художницы Инь Сючжэнь (родившейся в 1963 в Пекине, где она живет и работает), которая считается одним из самых важных художников в Китае.

Здесь показывают всеобъемлющий обзор её художественных произведений: масштабные инсталляции, внутрь которых можно войти, и монументальные "текстильные скульптуры" последних лет. Начиная с конца 1990-х годов китайская художница создаёт из старой одежды, обуви, мебели и простых строительных материалов (таких как цемент и камень) большие скульптурные работы и инсталляции. Подержанная одежда для неё - сокровищница идей и следующих работ, которые часто вращаются вокруг проблематики современных технологий и роста городов.

Ну, очень неформальное искусство, которое я тут представляю (делясь впечатлениями :-) Что говорят искусствоведы вообще про работы Инь Сючжэнь: их "появление на свет", помимо идеи, "требует элементарного умения, терпения и, прежде всего, времени". Но это не художественные классические произведения, хоть и называют их "скульптурами".

Крупномасштабные произведения, такие как "Коллективное подсознание (синий мозг)" - было там и такое, в него можно было войти и увидеть его ("подсознание" или "мозг"), я вошла, посмотрела, поудивлялась и даже пофотографировала,.. но не буду даже показывать, ибо понятнее не станет, не передать ощущения. Художница "бросает вызов зрителю" - наверняка, да. В "автобусе" потребовалось время, чтобы посидеть в автокресле и послушать музыку, которая сопровождает инсталляцию, чтобы увидеть "коллективные пейзажи памяти" в этом "объёмном тряпье"...

В этом что-то есть - игра, детство...

Среди самых известных её творений – города в чемоданах. Миниатюрные города из тряпок текстильной продукции!

Где: Дюссельдорф, Kunsthalle Düsseldorf, Grabbeplatz 4

Спешите, до 10 марта 2013 (со вторника по воскресенье, 11:00 – 18:00)

Стоимость билета: 5,50 € с картой туриста и для детей и подростков младше 18 лет вход бесплатный.

Бесплатное посещение музеев и скидки с картой туриста DuеsseldorfWelcomeCard

Если вы в Дюссельдорфе собираетесь в музеи и вам потребуется ездить по городу на общественном транспорте, обратите внимание на карту DuеsseldorfWelcomeCard (их продают в туристических справочных). В этой заметке вы получите список музеев, которые можно посетить с этой картой бесплатно или со скидкой, а также прочих мест, где предоставляются скидки.

Бесплатно:

• Посещение  «Аквацоо» (Aquazoo)

• Посещение городского музея кино (Filmmuseum)

• Посещение музея Гёте (Goethe-Museum)

• Посещение музея Генриха Гейне (Heinrich-Heine-Institut)

• Посещение Немецкого музея керамики (Hetjens-Museum)

• Посещение галереи фонда KAI 10 в Медийной гавани

• Посещение галереи KIT (Kunst im Tunnel)

• Посещение художественного музея «Кунстхалле» (Kunsthalle)

• Вход на выставки объединения Kunstverein für die Rheinlande und Westfalen

• Посещение городского исторического музея (Stadtmuseum Düsseldorf)

• Посещение выставок в музее театра (Theatermuseum)

• Вход на смотровые площадки аэропорта Дюссельдорфа (Flughafen Besucherterrassen)

• Вход на ипподром «Графенберг» (Galopprennbahn Grafenberg)

• Бесплатный напиток в ресторанах:

  • Carsch-Haus - шампанское МОЁТ
  • Отель Holiday Inn на Königsallee - при условии заказа основного блюда
  • Ресторан Brauerei „Zum Schiffchen“ в Старом городе - при условии при условии заказа основного блюда

Скидки:

• Подъем на лифте на телебашню Рейнтурм (Rheinturm Düsseldorf)

• Поездки на теплоходах KD Deutsche Rheinschiffahrt AG

• Городской музей истории судоходства (Schifffahrt-Museum Düsseldorf)

• Дворцово-парковый комплекс Бенрат (Schloss und Park Benrath)

• Музей современного искусства Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen

• Музеи K20 - Grabbeplatz, K21 - Ständehaus

• Музей изобразительных искусств (Museum Kunstpalast)

• Музей истории неандертальцев, г. Меттманн (Neanderthal Museum Mettmann)

• Музей Элвиса Пресли

• Булочная в Старом городе Josef Hinkel

• Китайский ресторан высокой кухни Jinling (Düsseldorf China Center)

• Поле для гольфа, район Лаусвард (Öffentlicher Golfplatz Lausward)

• Услуги велосипедной станции Radstation Düsseldorf

• Крытый центр зимнего спорта allrounder mountain resort (An der Skihalle 1, Neuss)

• Эстрадное варьете «Ронкаллис Аполло варьете» (Roncalli’s Apollo Varieté)

• Городской театр марионеток (Düsseldorfer Marionetten-Theater)

• Городской драматический театр (Düsseldorfer Schauspielhaus)

• Немецкая опера (Deutsche Oper am Rhein)

• Свободный театр (Forum Freies Theater)

• Кабаре «Ком(м)ёдхен» (Kom(m)ödchen Düsseldorf)

• Театр комедии (Komödie Düsseldorf)

• Дом танца СРВ (tanzhaus nrw)

• Кинотеатр UCI Киновельт

• Кинотеатр Black Box при музее кино

• Покупка сувениров в справочных городского агентства по туризму

• Пешеходные и автобусные экскурсии городского агентства по туризму

DüsseldorfCard - единые проездные туристические билеты

DüsseldorfCard - единые проездные туристические билеты

DuesseldorfCard продают в любом из автоматов системы городского транспорта Дюссельдорфа Rheinbahn

Если вас двое или трое и вы собираетесь ездить по городу несколько дней (1-2-3 или 4), то выгоднее может оказаться DuesseldorfCard, их продают также и в туристических справочных, примите, как полезный совет.

Read More

Витраж Герхарда Рихтера - я вошла в собор и увидела его алтарь в восхитительном свете...

Чтобы увидеть великолепные произведения искусства, не обязательно отправляться в музеи или на выставки - в Германии для этого достаточно зайти в здание церкви. Там множество страринных шедевров и современного искусства!

Мне повезло, я вошла в собор и увидела его алтарь в восхитительном свете более 11 тысяч разноцветных лучей, соединявших алтарь с огромным витражом.

Нельзя передать словами, насколько это ве-ли-ко-леп-но!

Одна из самых знаменитых достопримечательностей Кафедрального собора  в Кёльне – его огромные витражи. Все они были выполнены в разное время, но в похожей манере.

Все, кроме одного!

Герхард Рихтер, признанный в 2002 году самым "дорогим" из ныне живущих художников (британская газета The Artnewspaper сообщала, что иные произведения этого немецкого мастера стоят более девяти миллионов долларов, Фотографии произведений смотрите на сайте https://artsy.net/artist/gerhard-richter) подарил (!) самой большой в Германии католической церкви - Кёльнскому кафедральному собору огромный витраж площадью более 100 квадратных метров (в этом окне - 19 метров в высоту и 9,50 метров в ширину).

2007. Об этом событии было много споров: архиепископ кёльнский кардинал Иоахим Майснер негативно отнесся к работе Рихтера и предпочел бы его абстрактным витражам работу, посвященную мученикам XX века, заявив, что такое украшение подходит для мечети или еще какого-нибудь молитвенного дома, но уж никак не для собора. Конечно же, идея дружбы церкви с современным искусством вызывает неоднозначные отклики. Многие традиционно мыслящие католики очень недовольны перспективой видеть произведения "модных" художников в своих храмах. Для собора с его преимущественно средневековыми витражами другой - абстрактный, без библейских мотивов?.. Соборный капитул, принявший это решение, можно похвалить за смелость.

Витражи Герхарда Рихтера, выполненные в абстрактном стиле, напоминают набор пикселей. Интересно то, что расположение этих пикселей было сгенерировано компьютером. По мнению Рихтера, невмешательство художника в процесс расстановки разноцветных квадратиков по макету витража, символизирует божественную волю, определяющую, как будет выглядеть произведение.

Новый витраж установлен в южном поперечном нефе на месте прежнего, разрушенного во время Второй мировой войны.

До сих пор его место заполнял незатейливый послевоенный орнамент, почти полностью из прозрачного стекла (во вторую мировую войну сгорели и все документы, что сделало невозможным реконструкцию установленного в 1863 году окна с прежними изображениями).

Через это окно в собор попадало много света, и замысел средневековых строителей собора явно нарушался. 

Новая работа восстановила, на мой взгляд, атмосферу таинственности в храме.

Витраж Рихтера в кафедральном соборе Кёльна - это возвращение к давней готической традиции. Потому что задолго до появления книгопечатания готические витражи не только служили для иллюстрации библейских сцен, но и сами по себе являлись аллегориями небесного Иерусалима. Свет небесного Иерусалима проникал сквозь витражи в собор и сердца людей.

В витраже Герхарда Рихтера нет сюжета, действующих лиц: святых, апостолов, или сцены рождения Христа. Витраж Рихтера - это пространство абстрактных цветовых полей. Они не упорядочены согласно логике цветового спектра, их позиция - случайна, не зависит от какой-либо внешней формулы или структуры. У витража нет ни начала, ни конца, он служит продолжением света и фантазии смотрящего.

Авторство фотографий: artsy.net (https://artsy.net/artist/gerhard-richter)

В подарок - час в музее Дюссельдорфа, бесплатный вход

Городские музеи Дюссельдорфа предлагают в последний час перед закрытием смотреть их экспозиции даром.

 

Хочу начать новый 2013 год с приятной заметки :) пустяк, а приятно!