Из музея керамики в Дюссельдорфе: Изящно-фигурное, фарфор
/Культовые предметы светской Европы 18 века - фарфоровые безделушки. Восхищаюсь.
Экспозиция нашего дюссельдорфского Музея керамики знакомит публику с шедеврами фарфорового искусства и позволяет окунуться в атмосферу хрупкой художественности (выныривать не хочется, право слово). Фарфоровые пёсики и птички, цветы, танцующие фигурки в красивых нарядах - дело искусных рук европейских мастеров, спасибо им за красоту, собирателям и хранителям - за экспозицию.
Фарфоровая пластика - фарфоровая скульптура, находившаяся в сервизных наборах для убранства праздничных столов.
Зал европейских фарфоровых мануфактур конца XVII - первой половины XVIII столетия - на самом верху дворца, там столько прелестного и изящного! Тут я научилась отличать мейсенский фарфор от венского того же времени: античные божества, мифологические и аллегорические сюжеты ярко выраженного барочного облика поставлены на высокие постаменты с волютами по углам - Мейсен.
Персонажи чрезвычайно популярной в XVIII веке итальянской комедии в течение долгого времени давали материал художникам-фарфористам. Скарамуш и Коломбина (смешно значились в одном из петербургских указов как «две фигурки с низкими деревцами, на каждой по одной мужской и женской итого по две статуйки, а у женских статуек по одной клетке»).
Вот вам "статуйка" с клеткой и бантиками (!) на башмаках.
Берлинская мануфактура Вегели (просуществовала всего пять лет!), 1751-1757
Вторая европейская фарфоровая мануфактура - Венская. Я теперь знаю, что "оживленность движений и особый тип маленьких головок с тонким, улыбающимся ртом — характерны для венской пластики. Типична также ее изысканная красочность, включающая целую шкалу красного и коричневого в сочетании с черным, золотым и светлыми лиловыми тонами, а также с зеленым и жёлтым". Вот такие "маленькие головки":
А туфельки!..
1770 год, "Аллегория весны"
*ленточки, цветочки!!
*башмачки-каблучки!
Непростые истории с фабрики в Дерби (Derby; графство Дербишир). С середины 1750-х годов в Дерби стали выпускать столовую посуду в стиле Мейсена с украшениями из цветов, фруктов, птиц, насекомых, изображения которых были настолько искусны, что казались живыми.
Эта парочка - главные герои посвященной первому Крестовому походу поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо (16 век). Прославленный рыцарь Ринальдо лежит на берегу реки. Армида вглядывается в его лицо, это она его околдовала и опутывает теперь спящего Ринальдо волшебными узами из цветов.
*незабудочка в левом нижнем углу!
Прокрида — дочь афинского царя и супруга охотника Кефала. Случайно погибла от руки мужа: ревнуя Кефала, она следила за ним на охоте и пряталась в кустах. А Кефал, решив, что в кустах прячется лань, выстрелил из лука... Это Овидий так рассказал. Греческая трагедия, исполненная англичанами из Дерби, 1780 год.
А эта куча-мала - фарфоровый фонтан. 1778 год, автор Антон Майер (Вена).
*вид сверху
*из дырочек, похоже, струилась вода, поэтому это уже не "статуйка", а фонтан! *пальчики! *складки!
*куколка в руке малыша!
(уведите меня отсюда, а то я здесь навсегда приклеюсь)
Франция, фарфоровый завод в Севре (близ Парижа), непокрытый глазурью фарфор-бисквит: модель Э. М. Фальконе (автор питерского Медного всадника).
Annette et Lubin (1764) - герои нравоучительной новеллы Мармонтеля "Анетта и Любен" (с подзаголовком "истинная история"), двоюродные брат и сестра, "с восьмилетнего возраста вместе пасли овечек на весёлых берегах Сены; им пошел шестнадцатый год, но юность их отличалась от детства разве что окрепшим чувством взаимной привязанности"...
* деревянная скамейка рядом с цветущим кустом, пёс, "сторожащий" упавшую шляпку...
В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры, для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (в Эрмитаже есть его бисквитная «Психея», 1758).
*
Как подробно изображены причёски и "крестьянские" костюмы "пастушков" - корсет и складки юбки и платков, пуговки, кафтан, жилет и штаны...
...
Это предпоследний пост из моей керамическо-музейной эпопеи :-)