Собор Святого Виктора в Ксантене.
/Интерьер собора, построенного в Средневековье, замечателен! Посмотрите...
Алтари-складни: главный - с позолоченными ковчегом с мощами святого Виктора и реликвариями-бюстами святых (характерный для немецкого средневековья) и многочисленные резные алтари. Некоторые ярко раскрашены, по ним становится понятнее, почему позднеготическое искусство часто называют "стилем пламенеющей готики". С XIV века на Рейне появляются деревянные резные алтари, сыгравшие важную роль в немецком искусстве XV века и первых десятилетий XVI столетия. Обильно раскрашенные и позолоченные - они очень эффектны. Жесты, мимика и осанка фигур полны достоинства.
Типичные формы готического зодчества были перенесены на обрамление композиций. Орнаментация и здесь состояла из собственно архитектурных форм, а также из стилизованных лиственных мотивов, из человеческих или животных фигур (которые нередко были умышленно представлены в фантастическом, юмористическом или сатирическом виде).
Алтарь Марии Проект этого произведения выполнен известным нижнерейнским мастером-скульптором, резчиком по дереву и является одним из редчайших резных створчатых алтарей, сооружённых в германских католических церквях. Генрих Доуверман (умер в 1543), впервые упоминаемый в 1510 году, его сын Иоанн Доуверман и его ученики Генрих ван Хольт и Арнт ван Трихта - десять лет мастера коллективно работали над этим резным алтарём.
Именно в скульптурных произведениях этих мастеров в Клеве, Калькаре и Ксантене совершился переход от поздней готики к ренессансу.
Складень установлен на подставке, которая сама по себе – отдельное произведение искусства. Эту композицию называют Родословие Иисуса (Древом Иессеевым) и в ней изображаются предки Христа в витиеватых побегах гороха и репейника, за которыми можно разглядеть Иессея, Давида и Соломона (автор этого шедевра - сам Генрих Доуверман).
Ксантенский собор славится среди историков ещё и витражами второй половины XIII и конца XIV столетия; в особенности – «позднее» окно северной стены с прозрачными, составленными из кусков белого стекла фигурами святых на плотных красочных фонах.
Для украшения церковных и светских зданий той эпохи в Германии, как во Франции и Фландрии, служили дорогие ткани и вышивки. К великолепным образцам этого искусства принадлежит, например, покров аналоя XIV столетия, с его священными изображениями в обвитых цветами круглых и четырехлепестковых рамках (в соборе при свете свечей, да без разрешения фотографировать со вспышкой запечатлеть покров не было возможным, но знайте: он важен для искусствоведов!).
Обратите внимание на резные украшения сидений в алтарной части Ксантенского собора (1300, замечательны роскошными арабесками животного орнамента с человеческими лицами), гобелены и роскошный необычно украшенный резными фигурами и элементами канделябр!
А в самом центре собора - вот это распятие. Приглядитесь к кресту. Это распятие относят к категории "триумфального"...
Итак, обращаю ваше внимание на центральный алтарь и «триумфальное» распятие над ним, а также очень интересные современные произведения бронзовой пластики: подставка под Евангелие и стол для святых даров - ХХ век.
Автор: Гернот Румрф (Gernot Rumpf).
Амбо (подставка под Евангелие) оформлено в виде "улова" -рыболовных сетей и душ-рыб в них (с человеческими лицами и монашеской атрибутикой).
Ножки алтаря - затейливые виноградные лозы с сидящими на них птицами, а также с зайцем, ежом, улиткой и прочей живностью.
Все эти фигуры - некие символы и, естественно, имеют историческое и религиозное значение.
На что ещё обратить внимание?
На колоннах главного нефа установлено 28 каменных скульптур XIV века. Захоронение Святого Виктора – для этого надо спуститься под алтарь, в крипту.
Что учесть?
Доступ в собор бесплатный, открыт с 10:00 до 18:00 в "летнее" время (с апреля по октябрь) и до 17 в "зимний" период (с ноября по март), по воскресным дням собор открыт только после 12:30. Богослужение по воскресеньям: в 9:30, 11:30 и 18:30, а также по католическим праздникам.