70 лет назад в Дюссельдорфе...
/... родился Вильгельм Эрнст Вендерс, известный в кинематографе под именем Вим Вендерс (кинорежиссёр Wim Wenders).
"В молодости я хотел стать архитектором, потом священником, художником… Может, и стал режиссером потому, что никогда об этом не мечтал. Это случилось потому скорее всего, что именно в режиссуре удается удовлетворить самые разные интересы. Режиссура — профессия на грани, между. Или всего понемножку — архитектура, живопись, музыка, ты чуть-чуть писатель, чуть-чуть фотограф, слегка философ, психолог…" Вим Вендерс
Он изучал сначала медицину и философию во Фрайбурге, Мюнхене и в Дюссельдорфе, а в 1967-1970 годах учился в мюнхенской Высшей школе телевидения и кино и стал одним из молодых кинематографистов в послевоенной Западной Германии, разработавших новые эстетические принципы и создавших основы направления, которое получило название "новое немецкое кино". Свой путь к "новому немецкому кино" он начинал чёрно-белыми игровыми фильмами "Алиса в городах" и "С течением времени".
- О ком из персонажей вы можете сказать: «Это мой любимец»? - О маленькой Алисе из фильма «Алиса в городах». Я люблю её, потому что она отважная девочка, ничего не боится, и ей все кажется забавным. Она классная.
Далее по материалам "Немецкой волны": "Завораживающие ракурсы, безупречные кадры, эмоциональные истории. Его лентам просто необходим широкий экран. Вим Вендерс относится к числу больших мастеров кино. И не только в Германии".
Творческий расцвет Вендерса приходится на 1980-е годы. В 1982 он снял "Положение вещей" - ленту, за которую получил первого "Золотого льва". Это годы созданы фильмы "Париж, Техас" и "Небо над Берлином". Всего Вим Вендерс снял около 50 картин. А последний на сегодняшний день игровой фильм Вендерса "Всё будет хорошо", мировая премьера которого прошла на Берлинале в феврале года, снят в стереоскопическом формате.
Документальное кино. Новый этап начался фильмом "Записки об одежде и городах" о творчестве японского дизайнера Ëдзи Ямомото. После этого режиссер много путешествовал по свету, экспериментируя с новыми возможностями техники кино. Одна его работа была номинирована на премию "Оскар" - фильм "BuenaVistaSocialClub" стал одним из самых популярных документальных фильмов в истории кино. Необычная документальная кинокартина, снятая в формате 3D, была представлена в 2014 году на кинофестивале Берлинале - "Храмы культуры" ("Kathedralen der Kultur"). В создании участвовали, кроме Вендерса, ещё пять всемирно известных кинематографистов, каждый из которых снимал эпизод о каком-то одном выдающемся здании с целью уловить его "душу".
Визуальное чутье. Помимо кинематографии Вим Вендерс всегда интересовался и другими видами искусства, и не удивительно, что главный герой его игрового фильма "Съёмки в Палермо" - дюссельдорфский фотограф, а документальная лента "Соль земли" рассказывает о творчестве фотографа. Его страстное увлечение - он спасает пространство от забвения. Фотографирует Вендерс уже более 30 лет исключительно аналоговой камерой и не подвергает снимки обработке. "Наша планета такая чудесная, что любые добавления с моей стороны были бы излишни", - пояснил он свою приверженность старым технологиям. Мотивы он выбирает интуитивно и никогда не едет специально куда-то, чтобы там снимать.
"Я верю, что город, например, находит и использует людей, чтобы установить с ними связь. ... Люди — только инструменты, выражающие суть явлений, событий, характеров, городов. И мне нравится быть инструментом".
Фотографии Вендерса часто показывают безлюдные ландшафты и улицы. Его фото-персонажи - не люди, а пространства. Персональную выставку его ландшафтной фотографии "Wim Wenders. Landschaften. Photographien." показывют до 30 августа 2015 года в дюссельдорфском дворце искусства, художественном музее Kunstpalast - 80 крупноформатных фоторабот, большую часть которых составляют панорамные пейзажи.
"Фотография может сохранить то, что мгновения спустя может исчезнуть", - сказал Вим Вендерс на открытии выставки в Дюссельдорфе. Фотографию кинематографист считает способом "противостояния забвению", а снимки - "временными капсулами". В фотографиях Вендерса прочитывается также "большая любовь к живописи", а также к музыке и литературе, подчеркнул директор дюссельдорфского музея Беат Висмер (Beat Wismer).