Цонс на Рейне
/деревня, у которой есть право называться городом
В субботу довелось опять прогуляться в старинный Цонс, помечтать и неторопливо прожить пару приятных часов без гламура, машин, спешки и суеты.
Вокруг - старина, миниатюрность, любовь к деталям, деревенская непритязательность. Я там частенько пополняю свою фотоколлекцию.
Обязательно - двери и ручки, окна :-)
Уже рассказывала про Цонс. А вот ещё немного исторических пояснений, понравившиеся мне (цитирую одну толковую статью на сайте "Немецкой волны":
"Где еще можно найти деревню на сотню-другую дворов, у которой есть право называться городом и иметь свой герб? Правда, средневековая стена со сторожевыми башнями и следы древних римлян здесь имеются.
"Здесь будет город-крепость!". Наверное, такую или похожую фразу произнес кельнский архиепископ Фридрих III фон Саарверден (Friedrich III. von Saarwerden) в далеком 1372 году. И уже вскоре между Кёльном и Дюссельдорфом появился новый таможенный пост для взимания дани с купцов, перевозивших товары по Рейну, - крепость Цонс (Feste Zons). В наши дни и уже более столетия Цонс - популярная цель для однодневных туристических поездок из соседних городов.
В Средние века баржи вверх по течению Рейна тянули на канатах. Пройти мимо, не заплатив пошлину, было невозможно, чем и пользовались все правители, владевшие территориями вдоль реки, а количество таможенных пунктов на Рейне в эпоху феодальной раздробленности исчислялось десятками. ...
Отметим, что кёльнские архиепископы входили в число германских католических иерархов, считавших сбор рейнского налога (Rheinzoll) исключительной привилегией церкви. Они даже пытались с помощью Папы Римского добиться разрушения Пфальцграфенштайна, возведенного светскими правителями - пфальцграфами из баварского рода Виттельсбахов. Но замок и ныне там.
По значению для казны средневековые рейнские пошлины можно сравнить с нефтяными месторождениями индустриальной эпохи. Каждый феодал "бурил скважины" на своих территориях и не обращал особого внимания на соседей. Если и обращал, лишь желая их отобрать. ... Архиепископ Фридрих III фон Саарверден являлся не только духовным иерархом, но и, если можно так выразиться, "по совместительству" правителем собственного Кельнского курфюршества (Kurköln) - одного из семи изначальных курфюршеств Священной Римской империи германской нации. Именно курфюрсты, согласно Золотой булле, принятой в Нюрнберге в 1356 году, избрали германского короля, который затем становился императором. Другими словами, архиепископы Кельна были фигурами в средневековой Европе очень влиятельными.
Власть в таком церковном курфюршестве по вполне понятным причинам (целибата, обета безбрачия) переходила не по наследству, а в результате выборов нового архиепископа. Часто ими становились младшие сыновья знатных немецких династий. Они не могли, как старшие, наследовать отцовские владения, поэтому шли по церковной линии.
Фридрих III фон Саарверден происходил из очень влиятельной семьи, а свой пост занял даже прежде, чем достиг минимального для таких церковных должностей 30-летнего возраста: его родственники добились от Папы Римского специального разрешения.
На землях своего курфюршества князь-архиепископ обладал не только духовной, но и светской властью, в том числе правом назначать и собирать налоги. Курфюршество росло постепенно, сначала состояло из разрозненных территорий, но в итоге заняло примерно стокилометровую полосу земли шириной около 25 километров вдоль Рейна.
В свою очередь, Кёльнское архиепископство (Erzbistum Köln) по территории не было тождественно курфюршеству, а значительно превышало его. За пределами собственных земель архиепископ обладал лишь духовной властью. Например, Кельн не входил в курфюршество.
Жители Кёльна, обладавшего городской самостоятельностью в империи, пустили своего нового верховного пастыря в его собственный Кафедральный собор только после того, как тот письменно подтвердил независимость города и отказ от претензий на светскую власть на его территории! Правда, такие заверения и обещания не всегда гарантировали стороны от многочисленных конфликтов. Такие вот особенности средневековой религиозно-политической географии.
Финансовые дела курфюршества велись из рук вон плохо, оно не вылезало из долгов. Иногда условием для избрания нового архиепископа являлось "торжественное" обещание не начинать новых дорогостоящих проектов, но, как правило, вскоре о них забывали.
До 1372 года архиепископский налоговый пост находился в Нойсе (Neuss), ближе к Дюссельдорфу, но русло Рейна постепенно менялось, он удалялся от стен города, да и жители Нойса начали заявлять дополнительные претензии на часть таможенных сборов. Назревал конфликт.
Чтобы избавиться от лишней головной боли и гарантировать собираемость налога, столь важного для хронически пустых касс, архиепископ фон Саарверден решил перенести таможенный пост в одну из своих собственных деревень - Цонс"...
Автор статьи - Максим Нелюбин.
Охотно ссылаюсь на эту грамотную статью = здесь же милые зимние картинки, а нам повезло с сухой и не очень холодной прогулкой, хоть и пришлось подогреваться глинтвейном)))