Крестный путь и ораториальные Страсти в католической традиции
/В каждой католической церкви вам встретится цикл "Крестный путь", состоящий из 14 изображений - "стояний", представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.
В Дюссельдорфской церкви Макс этот цикл представлен картинами начала 20 века. Нимб у Христа в этом цикле картин необычной формы. Он даже не квадратныой формы, а в форме звезды с четырью лучами (крест?)!..
Автор - местный дюссельдорфсуий художник Генрих Нюттгенс (Heinrich Nüttgens), выпускник художественной Академии Дюссельдорфа.
Стояния крестного пути:
- I: Господа Иисуса осуждают на смерть
- II: Иисус берёт крест на свои плечи
- III: Иисус падает в первый раз
- IV: Иисус встречает свою Мать
- V: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест
- VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
- VII: Иисус падает второй раз
- VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
- IX: Иисус падает третий раз.
- X: Иисуса Христа обнажают.
- XI: Иисуса прибивают ко кресту.
- XII: Иисус умирает на кресте.
- XIII: Иисуса снимают с креста.
- XIV: Погребение Иисуса Христа.
Крестный путь — также и особое католическое богослужение, состоящее также, как и художественный цикл из 14 "стояний", проводятся во время Великого поста, обычно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Страстную (Великую) пятницу — день распятия и смерти Христа. У храма или внутри него - 14 крестов или изображений, останавливаясь у них, верующие вспоминают события Страстей. В страстную пятницу католики в церкви читают отрывки из Евангелий о Страстях Христовых, но не проводят в этот день литургию и единственный раз в год не совершают евхаристию, а лютеранские пасторы к тому же облачаются в черное. Народная традиция не велит работать и петь (исключение - оратории) в Великую пятницу.
Уже в IV веке сложилась традиция декламировать или представлять "в лицах" на богослужениях в Страстную неделю евангельских текстов о последних днях жизни Иисуса. А во времена Реформации (например, Лютером) в богослужение был введён протестантский хорал, так появились протестантские Страсти с текстом на немецком языке.
С XVII века оформляется, а в XVIII входит в обиход новый тип Страстей — оратория. Со временем ораториальные Страсти стали исполняться на концертах (самые знаменитые оратории на тему страстей написал Иоганн Себастьян Бах).
*на картине - стояние XII: Иисус умирает на кресте*
Спаситель и люди вокруг него (по материалам http://w-o-s.ru/article/3538 (с).
Отдельно про «ecce homo» - это одна сцена Страстей, в которой Понтий Пилат выводит связанного и "наказанного бичеванием" Христа в терновом венце со словами «ecce homo» («се человек») к народу.
Изображение крестного пути строится на контрасте между центральной фигурой Христа (нести крест ему на многих полотнах помогает Симон Киринеянин) и толпой: это погоняющие его римские стражники и скорбящие ученики.
Для общего представления и понимания изображений сцены распятия - ещё несколько общих пояснений:
Распятый Иисус изображается как в одиночестве, так и «меж двух разбойников» — «благоразумного» Дисмаса, раскаявшегося и причисленного к лику святых, и «безумного» Гестаса, чью душу забирает дьявол.
В отличие от православного канона, в западной традиции ноги Спасителя скрещены и прибиты к кресту одним гвоздем. На иконах под крестом обязательно лежит череп Адама (образ, возникший благодаря топониму «Голгофа», который переводится как «череп»), который Христос омыл своей кровью и тем самым очистил человечество от первородного греха.
Снятие с креста совершает тайный ученик Спасителя Иосиф Аримафейский, облачённый в золотые одежды.
Оплакивание Христа может происходить как на Голгофе, так и у гробницы: тело Спасителя лежит на земле, и скорбящие склоняются над ним. Сцена погребения близка к оплакиванию (в ней участвуют те же персонажи), но более динамична и каждому из участников отведена своя роль: так, Мария Магдалина нередко держит стопы Иисуса, а Иосиф Аримафейский — голову.
Не следует путать этот сюжет Пьета, где Христос лежит на коленях у скорбящей Девы Марии и другие участники чаще отсутствуют.