Любование отражением света
/Вот такое, например, отражение. А вот вы бы на что подумали? И где такое могли бы ожидать увидеть? Показываю фрагмент (чтобы труднее было догадаться).
Жителям Дюссельдорфа легче узнать, что и где. Во-первых, они ежедневно проходят мимо (а точнее под ним). Во-вторых, я уже на экскурсиях, конечно, кое-кому рассказала и пояснила. Это (буквально) высокое искусство. Найдёте его на главном вокзале города, подняв взгляд к потолку при выходе из здания вокзала.
световые инсталляции
Пример оп-арта - зеркальная инсталляция дюссельдорфского автора-автодидакта (в прошлом - судьи) Адольфа Лютера.
Подобная зеркально-линзовая конструкция украшает купол дюссельдорфского концертного зала Тонхалле (в прошлом - планетария).
Свет как феноменальность
Инструментальная функция зеркальных вогнутых объектов Адольфа Лютера в том, что они умножают данную реальность и, по их степеням отражения, производят свет как феноменальность, впитывая его из реального пространства, оказавшегося перед (а иногда и под) его объектами.
И здесь используется принцип, известный в физике (и как камера обскура): изображения, поступающие в вогнутое зеркало, преломляются и проецируются обратно (в космос), хотя и с ног на голову, но как «чистый сгусток энергичного проявления в пространстве».
Про Адольфа Лютера (Adolf Luther, 1912–1990)
Это теперь его называют художником света (Lichtkünstler). Адольф Лютер, который был юристом, работал в административном суде Дюссельдорфа. Он - художник-самоучка, удалившись от судебных процессов, создавал с начала 1960-х годов «объекты света» (это не связано с ламповой подсветкой) и исследовал взаимосвязи между светом и материей в области чувственного восприятия. До сих пор этим были заняты учёные - и ... импрессионисты. Лютер сумел перенести художественные исследования с холста в реальное пространство, потому что он не видел необходимых ему возможностей воспроизвести свет, движение и энергию посредством живописи. Он не изображает свет, он его реально художественно показывает.
Многими «другими» художниками своего времени, также занимавшихся подобными вопросами, метод Лютера был (неверно) истолкован как более научный, нехудожественный даже. И искусствоведение тогда сомневалось, выполняют ли его работы художественные требования, и приняли его за исследователя, а не за художника. Лютер был сначала «заклеймён» как «инженер-художник» и аутсайдер арт-сцены. "Правда заключается не в абсолютном соответствии с видимой реальностью. Существует мир за этой видимостью, который также может быть представлен. Я изобрету стиль, который позволит мне показывать реальность, находящуюся за пределами оптических истин" – так Лютер объяснил намерение своей работы.
Про него вы найдёте (до обидного мало) совсем немного в русскоязычном в интернете. В Москве на Винзаводе устраивали в 2010 году "Город XS. Оптическая инсталляция по мотивам творчества А. Лютера". Этот текст - размноженный в интернете - единственная информация о творчестве Лютера на русском языке:
"...галерея «Ателье № 2» на «Винзаводе» наполнилась энергией мегаполиса: Winston XS перешагнул границы реальности в XSтраординарном мультимедийном проекте художника и продюсера Павла Каплевича. Город-лабиринт...блистал обилием зеркал, стекла, света и цвета. Пространство и время на один вечер потеряли значение, растворившись в таинственном свете городских огней... В проекте «Город XS» Каплевич соединил два явления — современный мегаполис и оптическое искусство (иначе — оп-арт). ...Фантазия Павла Каплевича на тему большого города подарила новый смысл и новую жизнь революционным открытиям оп-арта и одного из главных его идеологов — художника А. Лютера. Стараниями А. Лютера, ныне признанного классика немецкого модернизма, искусство зрительных иллюзий приобрело массовый масштаб и стало составной частью таких мировых архитектурных шедевров, как Тонхалле в Дюссельдорфе или Гёте-институт в Риме. Прошло всего несколько десятков лет, и оп-арт уже стал международным художественным явлением, без труда покорил сердца миллионов зрителей, подружился с архитектурой, рекламой и светодизайном".
Поэтому я оставлю здесь же записи об оп-арте как таковом - для расширения кругозора, так сказать.
Произведения искусства, которые воспринимаются зрением, делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность. К неизобразительным относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности. Наверное, инсталляции относятся к художественному конструированию, то есть, к неизобразительному искусству. Итак, речь идёт про зрение, прозрение?..
Вот тут надо уже упомянуть оп-арт – искусство зрительных иллюзий, отталкивающееся от закономерностей восприятия человеческим глазом плоскости и пространства.
"Призывая человека “просто” смотреть, используя возможности своего зрения, художники оп-арта тем самым по-новому могут выразить ценность человеческого созерцания"
(Татьяна Черниговская, специалист по нейро- и психолингвистике).
Если принять за основу утверждение: оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии, и изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя?
Несколько слов об одном живом классике этого направления. Немецкий художник, представитель оп-арта* и кинетического искусства. Его "заметную" работу вы можете найти, просто гуляя по Дюссельдорфу.
Хайнц Макк (Heinz Mack) родился 8 марта 1931 года. В 1949-ом он переехал в Дюссельдорф, где изучал живопись в Художественной академии (1950 – 1953). Хайнц Макк также получил степень по философии в Университете Кёльна в 1956-ом, в том же году начал изучать проблемы движения и света. Первая персональная выставка художника прошла в Галерее Шмела в Дюссельдорфе в 1957. Тогда же (в 1957—1958 годы) в Дюссельдорфе он вместе с Отто Пине создал группу Зеро, в которую вошли Гюнтер Юккер, Ив Кляйн, Жан Тэнгли и Адольф Лютер.
Хайнц Макк отказался от цвета в живописи в 1958, с тех пор создавал чёрные или белые холсты. Обычно в работах Макка использовался полированный алюминий, стекло или пластик. При помощи электрического двигателя (а также с использованием воды и ветра) обеспечивалось нерегулярное движение, которое вызывало игру отражённого света. С 1960-х годов он создал большое количество работ архитектурного масштаба; среди прочего — две водяные стены для госпиталя в Диурбеле, Сенегал, световую карусель для Городского музея в Амстердаме (Stedelijk Museum).
В 1962 художник создал фильм «OxO=Kunst» («ноль умноженный на ноль равняется искусство»). В 1965 году в Музее Современного искусства в Нью - Йорке проходит выставка “The Responsive Eye”,после которой оп-арт приобретает мировую известность. Хайнц Макк жил тогда в Нью-Йорке (1965—1966). С 1968 он также занимался сценическим дизайном. В 1976 вместе с фотографом Томасом Хопкером художник создал скульптурные сады в Сахаре и в Гренландии.
И обратно к оп-арту.
Впервые произведения оп-арта появились в послевоенные 50-е годы 20 века. Считается, что весь оп-арт вышел из идей «Баухауза». Развивая концепцию «Баухауза» – идею, что все виды искусства и архитектуры должны достигать единства замысла, основанного на квадрате, прямоугольнике и круге. Основы для этого искусства можно увидеть и в кубизме (обязательным условием для верного восприятия произведения - тесный контакт со зрителем, использование различных материалов для создания композиций), и в конструктивизме, и в супрематизме (композиции плоских геометрических фигур). Поэтому оп-арт по праву считают наследником основных авангардных течений 20 века.
Работая с однотипными геометрическими элементами, художники выстраивают их в определённой последовательности. И одним этим «простым выстраиванием» достигается визуальный эффект. Правильные на первый взгляд фигуры приобретают под час сюрреалистические формы. Этот стиль сочетает в себе чёткую математику и образное мышление. Он отлично вписывается в век технического прогресса.
Оп-арт может быть чёрно-белым (минимализм), а может играть всеми цветами радуги (этим приближается к поп-арту).
Это было уже интерактивное искусство, да еще способное вводить в заблуждение и сводить с ума: его сравнивали с употреблением опиума, писали о его психоделичности, наркотические 1960-е нашли в нём свое художественное отражение. Итак, уже к середине 60-х оп-арт стал «модным» и сразу же преобрёл «бешеную» популярность. Сами теоретики течения утверждали, что искусство должно быть доступным каждому. Оп-арт естественным образом перешёл в дизайн. Методы оп-арта пришлись кстати и в массовом искусстве: в оформлении дискотек, светозвуковых шоу и коммерческих выставок.
Есть оп-арт и в моде: одежда в стиле оп-арт отличается использованием тканей с геометрическими рисунками, абстрактными орнаментами, яркими, насыщенными, контрастирующими друг с другом цветами.
Отступление в кинетическое.
Нашла размышления про "Кинетические сады", а там про то, что к концу XX века "изыскания кинетистов нашли отклик в ландшафтной архитектуре. Сегодня без разновидностей «кинетического сада» не обходится ни один садовый фестиваль или выставка. Часто движущим элементом сада становится вода, именно она приносит в сад динамику, глубину и звучание". И далее: "«АРТ-ландшафты» кинетического направления иногда ведут диалог с предшествующими кинетическими композициями таких широко известных мастеров, как Кристиан Мегерт, Жан Тенгли, ..."
А так как работы этого самого Кристиана Мегерта (упоминаемого даже перед Жаном Тенгли!) на выставке в одной коммерческой галерее на Кё с гостем смотрели недавно, запал в душу вот этот Чёрный квадрат (привет Малевичу!).
Этот швейцарец переехал в Дюссельдорф и тут преподавал в Художественной академии. Он - представитель направления оп-арт, art informel и группы Zero, Кристиан Мегерт. Любимые материалы этого автора — алюминий, стекло, зеркала и... светодиоды. «Включение в розетку открывает процессы трансцендентальных путешествий сквозь преобразующиеся отражения зеркал». Световые короба Мегерта, созданные художником в 1960-1970-гг – отдельная тема. Примеры его творчества скоро покажут в Москве.
Москвичам: 6 марта – 28 мая 2017 смотрите «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина - там будет и про оп-арт, и работы Кристиана Мегерта, я надеюсь.
Среди художников в разные годы отдавших дань направлению оп-арт: Йозеф Альберс(!), Ричард Анушкевич, Джефри Стил, Бриджит Райли, Гюнтер Юккер, Яаков Агам, Хесус Рафаэль Сото, Арнольд Шмидт и многие другие. Среди «многих других» - дюссельдорфский Адольф Лютер.
Любовь к чёрным квадратам :-)
“Я не могла достигнуть желаемого через видение, распознавание и воссоздание, поэтому я перевернула саму проблему с ног на голову. Я начала изучать квадраты, прямоугольники, треугольники и вызываемые ими ощущения... Это неправда, что мои работы создаются с намерением что-то проиллюстрировать. Каждый знак на холсте - это самостоятельная и необходимая составляющая в серии отношений, формирующих структуру картины”
(Бриджет Райли).
"КоммерсантЪ" (авторитетно) считает: "На самом деле мы всем обязаны оп-арту. Полвека спустя после своего появления он выглядит основой современной визуальной культуры. За примерами далеко ходить не приходится, достаточно ненадолго отвлечься от компьютера, и то, что вы увидите затем на десктопе, в трех случаях из четырех наверняка окажется произведением оп-арта".