Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии
/(St. Mariä Empfängnis) в Дюссельдорфе
Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (St. Mariä Empfängnis) или проще: Мариен-Кирхе- католический храм, расположенный между главным вокзаломи одной из самых посещаемых торговых улиц города Шадовштрассе (Schadowstraße), то есть, центрально в Дюссельдорфе, по адресу Oststraße, 42.
Построена в типичном рейнском неоготическом стиле по проекту архитектора Людвига Беккера (Ludwig Becker, город Майнц) в 1894—1896 годы. В 1943 году церковь была сильно разрушена. Восстановлена после войны под руководством дюссельдорфского архитектора Йозефа Лемброкка (Josef Lehmbrock).
Пару слов об этом необычном и исключительном архитекторе, градостроителе и публицисте. Плотник по образованию, и архитектор-аутодидакт (самоучка в архитектуре) - после Второй мировой войны стал ведущим представителем архитектурного модернизма. Разработал свободные формы плана и органо-пластику, светлые здания. Бетону отдавал своё предпочтение. Обратите внимание на послевоенные витражи - они хорошо видны между башен.
Западный фасад образуется двумя высокими шестиугольными башнями, где расположены два центральных входа (между ними - вестибюль, над которым смонтирован орган.
Неоготический высокий алтарь - работа кёльнского художника Фридриха Менгельберга (Friedrich Mengelbert, 19 век). Мозаика в алтаре североитальянская, 1900 год. Амвон (бронза) - работа Эгино Вайнерта (Egino Weinert, 20 век).
Дарохранительница (на чеканке по золоту изображён брак в Кане Галилейской, автор — Вильгельм Польдерс (Wilhelm Polders), Кевелар, 1985 год).
Икона «Страстная» написана в Риме в 1900 году.
В часовне памяти умерших (справа от входа) — Пьета (изготовлена из дерева как копия австрийского образа) и мраморная мемориальная доска с именами погибших в годы Первой и Второй мировых войн.
Скульптурное изображение святой Елизаветы (песчаник; в левом боковом нефе).
Неоготическое убранство церкви парадоксально сочетается с треугольниками в бетоне, заменившие погибшие неоготические витражи. Обратите на них особое внимание. Эти необычные окна - работа дюссельдорфского профессора художественной академии Гюнтера Гроте (Günter Grote) - украсили церковь в 1957 году.
Фигурно-треугольная витражная орнаментация в бетонных блоках: — западная стена (на входе между башнями) — «Вознесение Христово» и (ниже) Дева Мария — южная стена — «Сотворение», «Благовещение» — северная стена — «Грехопадение», «Спасение».
Вот какие объекты, подробно перечисленные в википедии, стоит найти и рассмотреть:
— Дарохранительница (изображение апокалиптического агнца божиего с кубком и книгой, запечатанной семью печатями). — Распятие Христово и фигура Девы Марии (скульптор Райсс /Joseph Anton Reiß, дерево). — Сиденья в высоком алтаре (изготовлены в 1896 году из дуба) и исповедальни (изготовлены в 1897 году).
Стиль оформления алтаря повторяется справа и слева от него (семь "стояний" с каждой стороны. Крестный путь (из "литого камня"?), его авторы - дюссельдорфский художникам Йозеф Антон Райсс (Joseph Anton Reiß) и его ученик Александр Ивен (Alexander Iven) / скульптура "Непорочное зачатие Девы Марии", 1897 год (в поперечном нефе) - также его работа.
Колокола. С названиями, связанными с библейскими и местно-почитаемыми фигурами: Христос, Мария, Аполлинарий, Антоний, Елизавета. Изготовлены в 1896 году на фабрике Бура и Гунзера (Bour und Guenser) в Метце.
Орган. 44 регистра. Изготовлен на фабрике Йоханнеса Клайса (Johannes Klais) в Бонне в 1956 году.
Теперь в этой церкви служат монахи-францисканцы, появившиеся в Дюссельдорфе в 17 веке, “разогнанные” при французах в начале 19-ого века и вернувшиеся (на Ост-штрассе) во второй половине 19 века, потерявшие свой монастырь в 20 веке (бомбёжки сороковых) и восстановившие его потом в типично послевоенном стиле. “Сдали” монастырь навсегда к концу 2014 года и переехали в 2015 году в церковь Мариен-кирхе…
В вестибюле церкви установлена теперь и статуя святого Франциска, рядом - мощи одного монаха-художника, который творил здесь и “остроумно” подписывал свои скульптурные творения “4-“ (Фирминус), их тоже перенесли сюда из закрытого монастыря.
Францисканцы (их пять человек) переехали работать сюда, в эту церковь, расположенную в 137 метрах от их прежнего монастыря. Старая церковь францисканцев, конечно, не просто снесена, но "раздана". Лучшие произведения из монашеской церкви используются дальше: церковные колокола переехали в Токио. Скамьи достались коптской общине в районе Графенберг – православные египтяне Дюссельдорфа приняли их с благодарностью. Орган разобрали на запчасти - будут использовать для ремонта органов в трёх различных общинах. Крестный Путь теперь висит в бункерной церкви Дюссельдорфа (район Heerdt), а необыкновенный алтарный крест перенесут в церковь района Лёрик (Lörick).
Кроме того, три большие магнолии (7 метров в высоту и 5 тонн весом каждая) были перенесены из монастырского сада в Народный парк в Дюссельдорфе, а несколько фруктовых деревьев пересадили в сад в Кайзерсверте.