Герхард Рихтер
/Думается и читается сейчас особенно хорошо. О чём? О форме и содержании (очень глубокомысленно). О квадратах (красные квадраты есть, а также чёрные и белые - привет Малевичу и Эль Лисицкому :-)... О цветных квадратах в больших размерах. И немного (много?) цифровом. Сначала расскажу о конкретном современном художнике (учившимся и зарекомендовавшем себя в «капиталистическом реализме» в Дюссельдорфе) и его большом "беспредметном" произведении.
Считайте, что это экскурсия в музей, "не вставая с дивана".
«Исходя из трёх основных цветов, плюсуя белый и чёрный, я достигаю некое количество возможных цветов, если умножить его на два или четыре, достигается определённое количество цветовых пятен, которое я, в свою очередь, умножаю на два и так далее. Реализация этого проекта, однако, стоит много усилий и времени» (из интервью Герхарда Рихарда в 1973).
Это слова Герхарда Рихтера – одного из самых дорогих художников современности, за полотна которого на аукционе Sotheby's отдают миллионы долларов.
Начну этот свой рассказ про его работы с эпизода из недавнего посещения музейной коллекции. Дело было в музее К20, где экскурсант в одном из залов на мои слова «А это раннее произведение знаменитого Рихтера» воскликнул: «Так это же каталог RAL!». Приходится пояснять...
Цветовой стандарт RAL начинает свою историю с 1927 года, когда специалистами из «Управления по торговым стандартам» Германии была впервые разработана коллекция, состоящая на тот момент из 40 цветов. С тех пор палитра RAL постоянно расширяется, а классический каталог RAL в настоящее время содержит 213 цветов. Этот стандарт занял доминирующее положение в промышленности, торговле, архитектуре и дизайне.
Те цветные прямоугольники 1966 года были эскизными и предпосыльными к беспредметной серии работ, завершёнными несколько десятилетий спустя. Проект художника Рихтера «4900 цвета» (датируемый 2007 годом) состоит из 196 квадратных элементов, каждый из которых, в свою очередь, состоит 25 квадратов. Это квадраты размером 9,7 х 9,7 см, каждый индивидуально окрашен распылением краски различных цветов. Квадратное многоцветие. Пиксели.
Расположение цветных квадратов основано на принципе случайности, и было определено с помощью компьютерной программы. В этих – в общей сложности 4900 – квадратах нет никакой иерархии, все цвета равны. Квадраты можно раскладывать в разные по размеру (не говоря уже про бесконечные варианты сложения-сочетания цветов!) квадраты – есть в 11 версиях этого проекта квадраты, составленные из 25, 100, 225, 400, 625, 900, 1225, 1600, 2025 квадратов. Вот такая цветная математика: 5/10/15/20/25/30/35/40/45 в квадрате! Если собрать все 4900 квадратов, получится 70х70.
Красные квадраты есть, а также чёрные и белые (привет Малевичу и Эль Лисицкому)!
Рихтер начал этот проект в 1966 году – с работы над цветными прямоугольниками, в которых он воспроизводил промышленные цветные образцы производителя*. Потом они стали квадратами. В 1971 году он ввёл элемент случайности в свои композиции. В 21 веке Рихтер после большого перерыва вернулся к своим цветным квадратам. Они легли в основу замысла «пиксельного» витража, который он разработал для южного трансепта Кёльнского собора. Витраж состоит из 11.500 стеклянных квадратов 72 цветов и был установлен в готическом соборе в 2007 году.
Интересно, что есть ещё один витраж Рихтера в Берлине. Он называется «625 цветов» изготовлен в 1989 году, размер 273 cm x 268 cm – с 25х25 уложенными разноцветными почти квадратными стёклами, его можно найти в здании Haus Otto/Berlin-Zehlendorf (спроектированным в 1922 году архитектором Гропиусом* (Walter Gropius).
Вот что говорит Герхард Рихтер о своей самой большой работе:
«В начале 2002 года мне предложили разработать мотив витража южного окна собора. По умолчанию это должно было быть изображение 6 современных мучеников. Конечно , я был очень впечатлён этим почетным заданием, но очень скоро понял, что я не справлюсь с этой задачей. После нескольких неудачных попыток приблизиться к «предмету», и на момент принятия решения окончательно отказаться от этой работы у меня на столе оказался крупный снимок моей работы «4096 цветов». Я положил его под шаблон соборного масверка и увидел, что если что-то и могло бы просто подойти, так только это».
Через несколько месяцев он приступил к работе с моделями, шаблонами и образцами различных концепций. В конце концов, получились 11.000 квадратных сегментов дутого стекла, каждый размером 94 х 94 мм, которые были в 2007 году «размещены» проёме южного окна трансепта - на половину с помощью компьютерной программы, то есть: случайным образом. Другая половина – это «зеркально» расположенная первая (случайная) половина. Этот витраж – удивительная работа, столь же материально-реальная, как и абстрактная. Убедитесь сами, заглянув в Кёльнский собор.
Для тех, кто хочет встать с дивана и посмотреть реально его произведения - объявление: выставка Герхарда Рихтера "Абстракция и образ" проходит сейчас в Москве в Еврейском музее и центре толерантности (до 5 февраля 2017 года, официальный сайт: www.jewish-museum.ru) - об этом рассказано Ксенией Реутовой, используя также и материалы которой я хотела бы пояснить биографию Рихтера.
Художник (на данный момент считающийся самым дорогим художником в мире) скоро празднует своё 85-летие. Родился в Дрездене в 1932 году, пережил ребёнком войну.
В каком-то интервью Рихтер вспоминает детство: "Отступающие немецкие солдаты, походах, русские самолёты в бреющем полёте, которые стреляют по беженцам, окопы, много оружия, лежащего вокруг, орудия и разбитые машины. Потом приход русских [...] - грабежи, изнасилования, огромный лагерь, где мы, дети, получали иногда ячменный суп". Немецкий мальчик Герхард увлечён военными: «Когда солдаты проходили через деревню, я шёл туда и хотел принадлежать к их числу... - я был очарован, как и все дети, или все мальчики».
Повзрослел. Жить пришлось в ГДР. На обратном пути из туристической поездки в Москву и Ленинград в 1961 году он оставил свои вещи в Западном Берлине и за два месяца до возведения Берлинской стены вместе с женой бежал из Восточной Германии в Западную, где поступил в Академию художеств Дюссельдорфа. Ранние работы пришлось оставить в ГДР. Многие из них были утеряны: что-то Рихтер перед отъездом сжёг сам, что-то было закрашено или уничтожено властями. Каталогизировать свои работы он начинает в 1962 году (работа №1 написана серым цветом и называется "Стол").
В Дюссельдорфе он вместе с однокурсниками придумал «новое течение», издевательски названное «капиталистическим реализмом» – в противовес соцреализму, царившему по ту сторону Стены. Во многом это было подражание американскому поп-арту. Немецкие художники препарировали мир глянцевых журналов, брендов, рекламы и телевидения. Их самая знаменитая акция состоялась в пустом мебельном магазине, где Рихтер и товарищи, помимо прочего, выставили в витрине самих себя в качестве живых «экспонатов».
Его работа с изображением Миланского собора «Milan: Cathedral» (1964, масло на холсте 130 cm x 130 cm) на аукционе Sotheby's в 2002 году была продана за 2.490.819 долларов.
В середине 60-х Рихтер начал создавать слегка размытые картины, срисованные с фотографий (из семейного альбома или случайные фото из газет и журналов). Искусство на грани гиперреализма и абстракции (но не является ни тем, ни другим). Самый знаменитый пример – "Бетти" 1988 года, «антипортрет», срисованный с фотографии дочери художника (она отвернулась от камеры: портрет не сообщает о своей героине ничего конкретного).
Реальность для Рихтера – это ускользающая материя. Отношения реальности и изображения – главная тема в его творчестве. В разные периоды его жизни поиск их связи и взаимодействия принимал совершенно разные формы. Он не принадлежит к числу художников-консерваторов, которые, один раз остановившись на какой-то творческой манере, остаются верными ей до конца своего пути. Абстрактные картины Рихтера стали окончательным признанием в том, что тайну реальности постичь невозможно. "Меня интересует только то, чего я не понимаю" - говорит художник.
Чёрное + белое = серое?
11 сентября 2001 года Рихтер летел в Нью-Йорк. Он не был свидетелем страшного теракта, поскольку его самолет направили в другой аэропорт, но позже откликнулся на трагедию картиной "Сентябрь" – красивейшим полотном, на котором серые силуэты башен-близнецов почти сливаются с задымлённым небом (картина, датированная 2005 годом хранится в Нью-Йорке - в MoMA, The Museum of Modern Art). Серый, пепельный преобладает...
"Я считаю серый важным цветом, идеальным цветом из-за отсутствия мнений, возможности "хранить молчание", тишины, безнадёжности. То есть для состояний и перспектив, касающихся каждого и для которых хотелось бы найти возможности изображения" - мнение Рихтера (высказанное в интервью 2004 года).
Серое для него - не бесцветное. В 1967 году начинает писать "серые картины". Одно из самых известных серых и "зеркальных" творений Рихтера – "Spiegel Grau" (1991, стекло, 280 cm x 165 cm) - это закрашенное серым цветом стекло. Многое отражает. Со многим связано.
У Рихтера есть специальный проект "Museum Visit" (коллекция из 234 фото-картины) "закрашенные" фотографии, исследующие взаимоотношение фотоснимка и абстракции. Если вам интересно посмотреть примеры работ художника, в том числе абстрактные образы и фотоизображения - загляните на сайт (там его картины разделены на тематические категории для облегчения ориентации).
Абстрактные картины:
- цветные "пластины"
- серые картины
- красный-синий-жёлтый
- полоски
- роспись по стеклу
- фото-закрашивание
А также серии:
- повседневная жизнь
- яблоки
- здания
- предметы домашнего обихода
- свечи
- дети
- пейзажи
- портреты и люди
- силуэты
- снежный покров
- двери
- животные
- смерть
- свёрнутые листы
- портьеры
- рифлёное железо
- облака
Малевич, Эль Лисицкий, Гропиус, Баухауз. И другой Рихтер.
В начале текста про окно в доме, спроектированном Гропиусом ещё помните?
*Особое положение в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «строй дом») – организованная архитектором Гропиусом в 1919 году в Германии художественно-промышленная школа, в качестве профессоров которой работали крупнейшие художники (среди них «интуитивисты» Клее и Кандинский), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объёма и их взаимоотношений; отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров).
«Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу, — в конструкцию, как индивидуум коллективной системы» (Малевич)
В Москве на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» (в том же 1919 году, когда в Народную художественную школу, основателем и главой которой был Марк Шагал, был приглашён автор «Чёрного Квадрата») Малевич показал серию композиций «белое на белом», а Александр Родченко вступил в диалог с композициями «чёрное на чёрном»...
На сайте про автора знаменитого «Чёрного Квадрата» много интересного про то время (действие происходит и в Германии - из книги К.С. Букша «Малевич»):
"...Сначала он притащил Малевича к немецкому архитектору Людвигу Мис ван дер Роэ; Малевич доказывал собравшимся, что архитектура, как и вообще прикладное искусство, развивается исходя из чисто эстетических факторов, без участия исторических или социальных. Такого мнения никто не ожидал от гражданина Советской России. Мис ван дер Роэ и Пайпер с Малевичем не соглашались, но вопросы повисали в воздухе — беседа служила не столько спору, сколько знакомству и «называнию» противоречий. На большее не было времени, да и языка Малевич не знал, что не способствовало живости обмена репликами.
Через несколько дней они поехали в Дессау к профессору Вальтеру Гропиусу в его авангардистски меблированный дом (на Малевича интерьер произвёл большое впечатление). Собрались множество профессоров «Баухауза». Когда-то профессором «Баухауза» был Эль Лисицкий, который много рассказывал о Малевиче, в результате к нему в «Баухаузе» прониклись уважением. Тем не менее Малевич не говорит ни по-немецки, ни по-французски, так что Пайперу приходится переводить. Надеялся на Кандинского, что тот приедет и обрадуется Малевичу, а также снимет с Пайпера переводческое бремя, но Кандинский к Малевичу оказался поразительно холоден и вскоре ушёл. Гропиус и Малевич поспорили об архитектуре и архитектонике: Малевич отделял первое (функционал) от второго (чистого творчества). Архитектоника не должна учитывать потребностей будущих обитателей, поэтому — не важно расположение дверей; да и расположение окон — лишь постольку, поскольку свет влияет на пластику пространственных форм. Для Гропиуса функция здания и способ строительства связаны безусловно. Тем не менее Малевич не возражает, чтобы его архитектоны, хотя и созданные с чисто художественной целью, были использованы в качестве модели для строительства зданий".
«Два месяца лета, жарко, всё цветёт, вкусные бананы и ананасы, угри, апельсины за 5 марок. Изучайте язык немецкий вовсю или французский», — пишет Малевич своим в Москву из Германии в 1927 году.
Там же есть ещё про одного Рихтера, Ханса (абстрактного режиссёра, жившего в Германии и США (1888-1976), что тоже очень-очень интересно и я поэтому продолжу тут о нём):
"...Рихтер честно признался, что не понимает писаний Малевича. Тот ответил: «Важно не только чтобы всё было верно, но и чтобы всё верно звучало», — и показал ему сценарий супрематического фильма, который просил создать Суетина и других своих учеников. Рихтер и Малевич, пока последний был в Берлине, работали над этим фильмом вместе. В сценарии, например, было показано, как из чёрного квадрата путём перемещений формируется крест, а вращением — круг. Но что сталось с этим фильмом — Рихтер поразительным образом не запомнил".
Тут мне не совсем понятно про «что сталось с этим фильмом — Рихтер поразительным образом не запомнил» (раз уж это 1927 год)... Посмотрите вот этот фильм Рихтера — абстрактный, чёрно-белый. С чёрными и белыми квадратами. «Ритм 21» (датируется 1921 годом).
В научных кругах со времени обнаружения (в конце 1950-х годов в архиве на Западе) сценария Малевича "Художественно-научный фильм «Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы»" и до наших дней исследователи вдохновляются тем, что Малевич якобы написал сценарий для немецкого кинорежиссера Ханса Рихтера. В статье А.С. Шатских (вступление к изданию «Гилея» 2004) утверждается, что "Малевич создал сценарий, скорее всего, перед самой поездкой в Германию, и уж совершенно определенно — до личного знакомства с Гансом Рихтером. Покидая Европу из-за отказа советских чиновников в продлении визы, он приложил к готовому сценарию листок с указанием: "Для Ганса Рихтера".
Ханс Рихтер, один из основоположников беспредметного (чистого, абстрактного) кино, был энтузиастически предан специфике нового вида искусства — специфике кино как такового, если прибегнуть к привычной фразеологии русских радикалов. Трудно представить немецкого режиссера в роли профессионального воплотителя чужих, пусть и великих, проектов — в особенности таких, где кинематограф был простым инструментом, "динамической кистью".
...В 1970-е годы, когда слава супрематиста уже начинала греметь в мире, Ганс Рихтер сделал попытку снять фильм по сценарию Малевича — отдать долг Малевичу, поскольку и сам режиссёр, и все остальные полагали, что тот сумел написать сценарий в свои берлинские дни специально для него. От нескольких лет работы осталось много материалов. Фильмом они не стали..."
После смерти немецко-американского режиссёра в 1976 году в его мастерской остались материалы проекта, который его ассистент А.Игл безуспешно пытался реализовать ещё в течение шести лет. В научной библиотеки Фонда Гетти (Лос-Анджелес, США) хранятся: "фотокопия сценария Малевича; машинописная копия расширенного и дополненного Рихтером перевода сценария на немецкий язык; 119 раскадровок, соотносящихся с указаниями в режиссерской машинописи; фотографии и 21 цветной слайд для раскадровок; 21 катушка с 16-миллиметровой пленкой разнообразной длины; на некоторых катушках имеются пометки, свидетельствующие о звуковом сопровождении, но это звуковое сопровождение не идентифицировано".
От абстрактного прямая дорога в конструктивное!
Первое официальное утверждение конструктивизма в Европе произошло в 1922 году в Дюссельдорфе (!), когда здесь состоялся Первый Конгресс Прогрессивных Художников, на котором нидерландец Тео ван Дуйсбург, Наум Габо (из России) и немецкий кинорежиссёр-авангардист Ханс Рихтер (тот самый автор фильма) объявили о создании «Международной фракции конструктивистов». Вот так, но об этом (а там стоооолько интересного!) подробности попозже :-)