О материальном - про свинец

...на крыше, пули и пломбы (и красный сурик).

"Больше, чем золотом, мир изменён свинцом, притом свинцом не из дула ружья, а свинцом из наборной кассы" -немецкий просветитель XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг

Эпитет «свинцовый» означает тяжесть в прямом или переносном смысле; иногда же он указывает на угрюмый сине-серый цвет.

Вот вам синего и серого. Свинца, но не угрюмого :-)

Кёльнский собор - крыша из свинца
Кёльнский собор - крыша из свинца

Этого - очень даже неугрюмого, светло-серого в солнечном свете - цвета и крыша Кёльнского собора (отчего - читайте в конце моего изложения на эту интересную "материальную" тему). Но свинец нужен для... белил и сурика! А также для книг, глазури, хрусталя и стразов. Почитайте, полезно кое-что знать об этом металле, вот что мной из "Популярной библиотеки химических элементов" почёрпнуто.

Свинец – один из последних стабильных элементов таблицы Менделеева. И где его только нет! И из тяжёлых элементов – самый доступный, с отработанной веками технологией добычи, с разведанными рудами. И очень пластичный, удобный в обработке: легко куётся и прокатывается. Свинец - самый мягкий из всех обычных металлов: он легко царапается даже ногтём.

Знаменитый немецкий зоолог Альфред Эдмунд Брем в своём популярном труде "Жизнь животных" приводит любопытный факт: осы, стремясь оказаться на свободе, смогли прогрызть стенки свинцового ящика толщиной 43 миллиметра.

В природе нет ни одного металла, который при обычных условиях мог бы соперничать с ним в пластичности. Чтобы получить на свинце какое-нибудь изображение или надпись, нет надобности прибегать к чеканке, достаточно простого тиснения. Отсюда – свинцовые печати старины. И в наше время принято товарные вагоны, сейфы, складские помещения опечатывать свинцовой пломбой.

Кстати, само слово «пломба» (а их сейчас делают из разных материалов) произошло, видимо, от латинского названия свинца plumbum.

Свинцом-карандашом написать письмо? Тонкими свинцовыми стержнями можно оставлять чёрный след на светлой поверхности, а значит, и писать на пергаменте, и поэтому по-немецки карандаш – Bleistift, т.е. "свинцовый стержень".

Письма на свинце - раз уж на нём так легко "отпечатать" и просто "накарябать" что угодно - такой способ переписки был широко распространён в Древней Греции.

Но до современных ученых "дошло" лишь пять свинцовых писем. Почему? Потому что адресат, прочтя письмо, использовал его затем для изготовления разновесов и грузил, для ремонта крыши и других утилитарных целей.

В средние века крыши церквей и дворцов покрывали свинцовыми пластинами, устойчивыми к атмосферным влияниям. Некоторые облицованные свинцом средневековые шпили сохранились в течение почти семисот лет. И витражи в соборах собирали с помощью свинцовых рамок с желобками, в которых укрепляли пластинки цветного стекла.

Живопись.

На протяжении многих столетий художники использовали краски на свинцовой основе, и они до сих пор не вышли из употребления: жёлтая – свинцовый крон, красная – сурик и, конечно, свинцовые белила. Между прочим, именно из-за свинцовых белил кажутся темными картины старых мастеров. Самый популярный и массовый пигмент на свинцовой основе – сурик (Pb3O4). Этой замечательной краской ярко-красного цвета красят, в частности, подводные части кораблей.

Свинцовые белила умели изготовлять 3 тыс. лет назад. Основным поставщиком их в древнем мире был остров Родос в Средиземном море. Красок тогда не хватало, и стоили они чрезвычайно дорого. Прославленный греческий художник Никий однажды с нетерпением ожидал прибытия белил с Родоса. Драгоценный груз прибыл в афинский порт Пирей, но там неожиданно вспыхнул пожар. Пламя охватило корабли, на которых были привезены белила.

Когда пожар погасили, расстроенный художник поднялся на палубу одного из пострадавших кораблей. Он надеялся, что не весь груз погиб, мог же уцелеть хотя бы один бочонок с нужной ему краской. Действительно, в трюме нашлись бочки с белилами: они не сгорели, но сильно обуглились. Когда бочки вскрыли, то удивлению художника не было границ: в них была не белая краска, а ярко-красная! Так пожар в порту подсказал путь изготовления замечательной краски – сурика.

Свинец – тяжёлый (плотный) металл. Вспомните слово "грузило" (рыболовство). Именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов.

Буквы, глазурь, хрусталь и стразы.

Главные компоненты типографских сплавов – свинец, олово и сурьма. Интересно, что свинец и олово стали использовать в книгопечатании с первых его шагов. Немецкий первопечатник Иоганн Гуттенберг литеры из олова отливал в свинцовые формы, так как считал удобным чеканить из мягкого свинца формы, которые выдерживали определенное количество заливок олова.

С давних пор стенки гончарных изделий покрывали глазурями. Простейшая глазурь делается из окиси свинца и кварцевого песка. В составе майоликовых глазурей, предназначенных для декоративных целей, сравнительно легкоплавкие соединения свинца используют, как и прежде. Наконец, свинец (его окись) есть в составе хрусталя.

В начале XVII века английские стеклоделы перешли с дровяного отопления на угольное. Но частицы копоти делали стекло тёмным и мутным. Чтобы избежать этого, стекло стали варить в закрытых горшках, но оно часто не проваривалось, и в 1635 году, мастера стекольных дел решили добавить в массу свинец, понижавший температуру её плавления. В результате произошло чудо: бокал из нового стекла "сверкал, как алмаз, и рождал чарующий звон". По сходству с красивыми природными кристаллами горного хрусталя свинцовое стекло также стали называть хрусталем.

А сплавив чистый белый песок, поташ и оксид свинца, получили страз (от имени жившего в конце 18 века ювелира Страсса) – сорт стекла с таким сильным блеском, что оно хорошо имитировало алмаз, а с примесью разных пигментов – другие драгоценные камни. Свинцовое стекло варится без каких-либо осложнений и хорошо преломляет световые лучи и потому находит применение в оптических приборах.

Медицина

Со времен древних греков остались во врачебной практике свинцовые примочки и пластыри, они знали его вяжущие, болеутоляющие и противовоспалительные средства.

Древнеримский государственный деятель, ученый и писатель Плиний, автор знаменитой «Естественной истории», писал о пользе свинцовых препаратов, о том, что свинцовая мазь помогает выводить шрамы, излечивать язвы и глазные болезни.

Свинец защищает врачей от постоянного рентгеновского облучения (фартуки, рукавицы и шлемы из резины, в состав которой введён свинец). Для практически полного поглощения лучей Рентгена достаточно на их пути поставить слой свинца в 2...3 мм. И изображение на экране наблюдают через свинцовое стекло.

В 1859 году французский физик Гастон Планте изобрел химический источник тока - свинцовый аккумулятор. И теперь 2 млн. т. свинца (50% мирового производства) ежегодно расходуются для изготовления аккумуляторов.

Кёльнский собор - крыша из свинца
Кёльнский собор - крыша из свинца

Из всех цветных металлов лишь алюминий, медь и цинк производятся в большем количестве, чем свинец.


В Кёльне пришлось даже серьёзно поспорить, что лучше: цинк+медь или свинец.

Арнольд Вольф, написавший в 1996 году работу "Свинцовые крыши Кёльнского собора", начинает её такими словами:

"Использование свинца для кровли в Кёльнского собора имеет долгую историю".

Тысячелетнюю. Археологические находки, относящиеся к пострадавшему от огня в 850 году первого собора, показывают, что свинцом была покрыта уже предыдущая церковь - предшественница собора.

Восстановленную церковь снова крыли свинцом - крыша продержалась 300 лет и была заменена в 1165 году.

В готический период крыша Кёльнского собора (построенных хоров) была свинцовой и, вероятно, выглядела особенно великолепно - носила позолоченный резной гребень. Свинцовые пластины кровли - как принято в это время и во многих других церквях - украшали позолоченными узорами. Их существование подтверждает только сохранившийся рисунок.

Когда начали достраивать собор в 1842 году, в Кёльне продолжительно поспорили об использовании материалов для новой крыши продольного нефа, но сошлись на том, что предпочтение надо отдать не недорогим цинковым пластинам, а более "стабильным" и дорогим свинцовым пластинам - прокату толщиной 2-3 мм. Для литого цинка, однако, нашлось применение для нео-готического оформления шпиля и гребня крыши (для украшения крыши служил масверковый гребень).

Вторая мировая война нанесла Кёльнскому собору серьёзный ущерб. Только крыша на северной стороне хоров осталась относительно неповрежденной. Многие свинцовые пластины кровли были снесены и их нужно было срочно восстановить. К 1946 году удалось "организовать" неиспользованный запас проката цинковых пластин. Из них и была сделана новая кровля собора - главное было защитить здание от попадания влаги - восстановление крыши было начато в объяснимой спешке. Но было ясно, что на высоте 45-60 м, на продуваемой ветрами поверхности крыши этим пластинам долго не простоять. Уже к 1952 году кровлю заменили - покрыли собор свинцовым листом. Почти весь нео-готический орнамент, однако, исчез. С 19 века сохранился изготовленный из меди крестоцвет и позолоченная звезда на шпиле, а также перила, что окружают смотровую площадку.

А шпиль в стиле ар-деко (!) "укрывают собой" восемь больших (4,2 метра) фигур ангелов (а как их крылья образуют стрельчатые проёмы!) - они были изготовлены из древесины лиственницы, покрыты свинцом и установлены на крыше в 1968 году. Это работа скульптора Хоппе (Erlefied Hoppe), трудившегося здесь весь послевоенно-восстановительный период: с 1948 по 1978 году.

Кёльнский собор - крыша из свинца
Кёльнский собор - крыша из свинца

Это работа скульптора Хоппе (Erlefied Hoppe), трудившегося здесь весь послевоенно-восстановительный период: с 1948 по 1978 годы. Интересно, скульптор родился в Нюрнберге, вырос в Золингене, учился в Дюссельдорфе в академии у профессора Эвальда Матаре!