-2 музея в Дюссельдорфе (на 2014 год)

-1!Уже почти полгода закрыт на реконструкцию Аквазоо, расположенный в Северном парке Дюссельдорфа (очень жаль, для детских программ и в непогоду был "беспроигрышный" вариант!) - отрыть собираются весной 2015 года.

-2! С 1 мая 2014 года и до конца 2014 будет закрыт также на реконструкцию ещё и музей судоходства в башне бывшего дюссельдорфского замка Шлосстурм (что на Бургплатц). Я так понимаю, что и кафе на верхнем этаже башни с видами на Рейн и крыши Старого города тоже закроют на это время.

Памяти архитектора-профессора

Архитектура является культом, памятником, символом, знаком, выражением - экспрессией" - дюссельдорфский профессор Холляйн.

Вчера умер архитектор Ханс Холляйн (Hollein) в возрасте 80 лет, который вдохновлял в Дюссельдорфе студентов Академии художеств. Его дизайнерские идеи были образцом для подражания для целого поколения архитекторов. Для теории дизайна он разработал темы от "экстравагантно-пышной сложности до элегантной простоты, сокращённой до необходимого минимума".

Ханс Холляйн родился 30 марта 1934 года в Вене, в 1967-76 годах был профессором архитектуры в Академии художеств Дюссельдорфа. Проектировал много музеев (Вена, Тегеран, Франкфурт, Оверни, Зальцбург, Берлин, Мадрид)

Его проект художественного музея Абтайберг (Abteiberg) в Мёнхенгладбахе (в 30 километрах от Дюссельдорфа), которым он был в состоянии передать "метаморфозу здания в городской пейзаж", вдохновляет и радует - рекомендую посетить его!

Hollein 1982 Museum

Сейчас в музее проходит выставка его творчества "Всё и есть архитектура", приуроченная к 80-летию архитектора.

Планирование для музея "на аббатской горе" было начато в 1972 году, первые эскизы сделаны в 1974 году. Строительство длилось до 1982 года. В 1985 году это здание было удостоено высшей Международной архитектурной награды - Притцкеровской премии.

Архитектор принял во внимание исторический (городской) ландшафт аббатства, а также крайнюю степень наклона аббатсткого сада. Он создал архитектурное сооружение, которое  - как во внутренней структуре пространства, так и по внешнему виду - полно идей, разнообразия и сюрпризов: красотой, функциональностью и оригинальности оно может конкурировать с наиболее известными музеями в мире.

"Архитектор создаёт автономное произведение искусства - для искусства и для людей" (Ханс Холляйн)

Важно, что профессор Холляйн выступал против «верховенства тривиального функционализма» и призывал своих студентов помнить: "Архитектура является культом, памятником, символом, знаком, выражением - экспрессией"

Была вчера на выставке, где представляли "Бесконечную белую бездну" начала 20 века

В Дюссельдорфе проходит Квадриеннале, как уже говорилось, впрочем. Разные выставки, да. Интересно, приобщаюсь, репортирую. Была вчера на выставке "Кандинский. Малевич. Мондриан. Бесконечная белая бездна" (она продлится в Дюссельдорфе до 6 июля 2014).

Тема выставки в галерее музея K20 - белая поверхность в работах Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана, показываются их работы периода с 1909 по 1941 год, отобранные специально по принципу использования белого цвета. Оказывается, что белый цвет для этих "пионеров авангарда" был символом будущего мира.

Я пошла туда, потому что люблю белый цвет и чёрные квадраты чтобы "познакомиться со сложными субъективными и материальными свойствами" белого цвета и послушать объяснения компетентного искусствоведа.

Увидела много квадратного и прямолинейного интересного: геометричного - но и лиричного также - авангарда. Поучительно. Искусствоведческое (тезисно), что почерпнула:

В начале 20-го века многие художники дистанцировались от искусства как воспроизведения реальности.

Кандинский, Малевич и Мондриан выделяются тем, что они рассматривали абстрактное искусство как предвестник возвышения духовности и нового социального порядка, чувствуя стремление уйти в сторону от натурализма к "чистой линии, цвету и форме", что именно это и дает им все больше и больше свободы.

В работах Малевича белый фон – это та пустота, в которой парят его геометрические фигуры, для него это элемент необъективности высочайшего качества – олицетворение идеала позитивного развития общества. С огромным энтузиазмом он убеждал коллег-художников в 1919 году: «Плавайте в свободной белой бездне, бесконечность – перед вами».

Для Кандинского белый цвет символизировал мир, в котором все цвета исчезли. Белый, по Кандинскому, «влияет на нашу психику как тишина гигантской амплитуды.... Это не мертвая тишина. Она полна возможностей».

Живописные панно Мондриана, основанные на сочетании базовых цветов - красного, желтого и синего - с ахроматическими белым и чёрным выражают его страстное желание вселенской гармонии как у меня, поэтому я его очень понимаю. Он ограничил набор допустимых элементов живописи прямой линией и прямым углом (т. е. горизонтальной и вертикальной линиями), тремя основными цветами (красным, желтым и синим), а также основными "не-цветами": белым и чёрным (и серым, говорят, но его я там не видела).

...на экскурсию в дюссельдорфский музей современного искусства K21...

...была приглашена на днях. Я к искусству вообще тянусь (оно мне энергию подпитывает, пищу для ума "вкусную" даёт), а к современному осторожно, но довольно настойчиво так стремлюсь, так как хочу честно понять... Пришла пораньше, посмотреть на аттракцион: люди под куполом музея. Вот те два человечка (кажется, что карабкаются по треугольчатой решётке) идут (иногда как у людей на земле заведено - двуного, иногда на четвереньках) по сетке над пропастью, где внизу фотографирую я тоже букашка...

На высоте почти 30 метров натянули 3 уровня сетки и пустили резвиться людей.

А вот как это выглядит с последнего этажа, откуда желающие попадают в на эту сеть.

Назвали инсталляцию «На орбите». Мне что-то очень приятно, что самую амбициозную работу современного аргентинского художника Томаса Сарацено, над которой он три года работал (и не один, а в сотрудничестве с архитекторами, инженерами и биологами), показывают у нас.

Футуристично, да. Почему-то радует и вдохновляет.

Томас Сарацено в своём творчестве стремится к тому, чтобы зритель вступал в непосредственный контакт с арт-объектом.

Я не вступила, но порадовалась, что так современно всё, воздушно и доступно))

Здесь под куполом музея (бывшего Дома собраний Земства) бывают сменные экспозиции и всегда впечатляет небо "в треугольничек". Добавленная сеть проекта вписывается в концепцию этой современной крыши исторического здания. Винтаж))

Смотреть на них, на тех, кто не побоялся выйти "на орбиту" не боязно, даже расслабляет. Меня вот расслабило так, что я работать сегодня не желаю, а желаю читать, что творится в виртуальных и социальных сетях и рассказывать про нашу художественно-выставочную активность: орбиту (и про подземельное - не страшное - щас будет...))

Модель, чтобы понять сочетание сети, шаров и тросов.

apr0212014 (620x467, 284Kb)

С другого ракурса.

Дело такое: тросы не для трусов (и пардон за каламбур) - они реально постоянно в движении, так как люди взаимодействуют в этой совсем не виртуальной сети...

А вот на таких "пятернях", удерживающих стальные тросы, крепятся все эти люди в сетях современного искусства!

Любой желающий может походить по сетке (надо только переодеться в комбинезон и не иметь при себе вещей, которые смогут свалиться вниз - сетка же - вот мне бы очки велели снять...)))


Ценю этот музей за "винтажность архитектуры, графичность и свет.

Шахматы такие на входе.

Порядок, ступеньки. иерархия - всё-таки, бывший парламент немецкой земли.

Так вот, о земле, кстати уж. Зачем пришла-то?..


Да за искусством же! Это ж музей. А у нас в Дюссельдорфе - фестиваль художественныйВот таким то и было моё личное открытие фестиваля искусств в Дюссельдорфе, выставки которого объединены на этот раз тематической скрепкой “Земля, огонь, преображение, эксперимент в искусстве”. А походит он под лозунгом “После завтра“. Вот вчера-то я и побывала в первой части ”После завтра” – под землёй! Выставка называется “Под землёй: от Кафки до Киппенбергера”.

Её тема - антиутопия, апокалиптические страхи, выражаемые художниками. Мне ничего уже не страшно :-) Там искусствовед хорошая, приобщает нас к непонятному современному искусству, то есть - прекрасно делает своё дело, именно то, зачем я всё прихожу и прихожу сюда, недоумевая, но желая понять. Было интересно, правда. Фотографировать там (сменную экспозицию) нельзя, поэтому только два "подпольных" снимка. Шпионю)

На первом - лабиринт с интересной историей. Рассказывать не буду вам никому не надо. Но вывод такой: если рассказывают и поясняют современное искусство, то его легче воспринять.

Вот ещё одна работа, покойного автора Мартина Киппенбергера, "рано умершего скандалиста, классика немецкого искусства". При жизни он слыл странным шутником и дебоширом, навязчивым гостем (приходил к кому-нибудь из приятелей, говорил: "А что у вас есть съестного, несите!" и оставался пожить пару дней - вот что страшно!)). Он, говорят, купил картину Герхарда Рихтера (самый дорогой художник современности) и использовал её как кофейный столик. Более того - большую часть своих произведений создавал в состоянии алкогольного опьянения. Теперь его работы считаются провидческими.

«Сейчас я вхожу в берёзовую рощу, мои таблетки скоро начнут свое благотворное действие» (по-немецки - рифмуемая игра слов, заставляющего улыбнуться - как в русском от словечка "узбакойся!") — так назвал свою инсталляцию с березами и таблетками художник-алкоголик-скандалист. Короче, всё непросто и без пол-литра экскурсовода не разобраться.

Там были гнутые фонари. Нашла вот в сети объяснение:

"Известный его скульптурный мотив — это гнутые фонари. Киппенбергер не стремился к свету — он за него хватался; его не интересовал фонарь — ему нужен был фонарный столб. Не центр, но около. Столб был ему домом. Потому что — что трезвому светит, то пьяного держит." ... "До сорока трех лет у Мартина не было своего дома, он перемещался из квартиры одних друзей в квартиры других, из одной гостиницы в другую, исключительно редко возвращаясь в места, где уже жил однажды. Рисунки, инсталляции, скульптуры, живопись в разных стилях, коллажи, постеры, фотографии, книги, перформансы, звуковые записи — Мартин прыгал в новые приемы, как делал это с чужими квартирами, умело и настойчиво превращая их в свои собственные." (Вероника Георгиева из Нью-Йорка — об охоте к перемене мест)

Вот что пишет в целом "анонсно" об этой выставке уважаемая “Немецкая волна” в статье “Ударим искусством по апокалипсису ”:

“Я обзавелся норой, и, кажется, получилось удачно”, – такими словами начинается рассказ Франца Кафки “Нора”. Мотививы Кафки – попытка найти убежище, безысходность, ограниченность – стали и темами, пожалуй, самой необычной выставки Quadriennale: ”Под землей – от Кафки до Киппенбергера”. Проходит она в выставочном зале K21. Ограниченность пространства, клаустрофобия, искусство как способ бегства, – вот лейтмотивы послевоенного немецкого искусства… Эта выставка расположилась действительно под землей – в подвальном этаже музея, что усиливает ее радикальное, давящее воздействие." - DW.DE

Подвал есть - да, но он не давит...


А смотрите, какие виды там в подвальных иллюминаторах!

Плывём))) Из подвала тянемся к свету, жизни, зелени.

Эта такая фишка архитекторов. Они устроили в музейном теперь подвале окна-иллюминаторы, которые позволяют быть в музейном подвале как рыба в воде очень близко к живности этого пруда.

А над прудом - моя, наверное, одна из самых любимых в Дюссельдорфе - скульптура над фонтаном. Тут Дочь Рейна с мальчишкой "плещется" - красивая грудь и вообще всё - романтическая бронза.

Опять смотрю на длинные пальцы ног дочерей Рейна))

Там много интересных деталей. Но я только рыб фонтанных покажу и - финита...


 

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент девяносто девятый.

Это полотно можно увидеть в исторической Ратуше Дюссельдорфа.Показан момент 1288 года - эпизод из решающей для истории города битвы под Воррингеном.100-097 (620x466, 228Kb)

Искусство в Дюссельдорфе - на каждом шагу, а не только в музеях. Соответственно, можно устроить себе "Встречу с Искусством", причём: даже бесплатно.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент девяносто восьмой.

А если непогода пугает больше, чем музейная чинностьи есть желание укрыться от неё посмотреть музейные коллекции в Дюссельдорфе, то рекомендую идти в первую очередь: в Музей Гёте (он на фото) или в Немецкий музей керамики.

 центрально, познавательно, красиво, серьёзно, много старинного, тихо и степенно, тепло без толпы 

Квадриеннале/Quadriеnnale 2014 - художественный фестиваль в Дюссельдорфе

Богатейшую культурную программу подготовили и в этом году в Дюссельдорфе. В многочисленных музеях города и так часто проходят интересные выставки. А в 2014 году город подготовил очередное мега-событие международной культурной жизни. В Дюссельдорфе стартовала третья "Квадриеннале/Quadriеnnale" - запланированный на весну и лето 2014 года солидный художественный фестиваль, приуроченные к которому выставки объединены на этот раз тематической скрепкой "Земля, огонь, преображение, эксперимент в искусстве" и походит под лозунгом "После завтра".

Вот вчера-то я и побывала в первой части "После завтра" - под землёй!

Задействовано 13 выставочных пространств

Основные проекты фестиваля:

- выставка "Под землей: от Кафки к Киппенбергеру" в музее К21 - вот на ней-то я и была вчера - выставка работ Малевича, Кандинского и Мондриана в музее К20 - пойду в следующий вторник - "Искусство и алхимия - мистерия трансформации" в музее Kunstpalast - у меня в планах в мае - выставка "Мечты и ужасы: город будущего на киноэкране" - в Музее кино Дюссельдорфа (непременно хочу посмотреть на оригинальные эскизы и воссозданные в натуральную величину декорации таких классических "фильмов о будущем" как "Метрополис" Фрица Ланга) - выставка "Умный новый мир", посвященная "цифровому капитализму", в выставочном зале Kunsthalle

Обещают новые "городские огороды" :-)

А сначала я побывала "Под землёй: от Кафки до Киппенбергера". Вот что пишет уважаемая "Немецкая волна" в статье "Ударим искусством по апокалипсису ":

"Я обзавелся норой, и, кажется, получилось удачно", - такими словами начинается рассказ Франца Кафки "Нора". Мотививы Кафки - попытка найти убежище, безысходность, ограниченность - стали и темами, пожалуй, самой необычной выставки Quadriennale: "Под землей - от Кафки до Киппенбергера" ("Unter der Erde. Von Kafka bis Kippenberger"). Проходит она в выставочном зале K21. Ограниченность пространства, клаустрофобия, искусство как способ бегства, - вот лейтмотивы послевоенного немецкого искусства... Эта выставка расположилась действительно под землей - в подвальном этаже музея, что усиливает ее радикальное, давящее воздействие. - DW.DE

 Далее - фото-гид.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент девяностый.

Это макет крепости императора Барбароссы,руины которой можно увидеть в Кайзерсверте, северном районе Дюссельдорфа. Рекомендую.

А макет вы найдёте в музее истории города.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент восьмьдесят восьмой.

Замка Дюссельдорфского больше нет, от него осталась только башня, в которой сейчас расположен музей судоходства - самая заметная вертикальная константа площади – «Шлосс-турм» (башня замка), единственная сохранившаяся часть крепостных сооружений 14 века, перестроенных в пышный замок в 16 веке, когда Дюссельдорф стал столицей объединённого герцогства Юлих-Клеве-Берг. А площадь, которую до 1900 года занимал (последнее столетие стоявший в руинах) замок, освободили.

Теперь площадь Бургплатц используется под крупные мероприятия, слева (в глубине) от этих "бойцовски" постриженных платанов - речушка Дюссель.

У парапета небольшого моста «Дюссель-брюкке» находится установленная в 1988 году скульптурная композиция «Становление Города» с множеством интересных деталей из истории города Дюссельдорфа - произведение известного дюссельдорфского скульптора Берта Герресхайма.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент восьмьдесят седьмой.

Если интересна филигранная резьба по камню, 15 век - идите посмотреть позднеготическую дарохранительницу церкви Сантк-Ламбертус.

дарохранительница (Sakramentshäuschen) - почти архитектурное сооружение внутри церкви - представляет собой трёхэтажную ажурную пирамиду высотой в несколько метров, сплошь покрытую фигурами, вырезанными из камня.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент шестьдесят шестой.

По-моему, интересно разглядывать убранство церквей. Это всегда ещё и музейно познавательно - так как немецкие церкви хранят исторические свидетельства и художественные ценности многих веков.

На фото - фреска 15 века в церкви Санкт-Ламбертус, Мадонна. Предположительно - школа Стефана Лохнера.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент шестьдесят четвёртый.

А в декабре и до середины января в католических и протестантских храмах Германии интересно разглядывать установленные там (с большой любовью) по старой традиции рождественские ясли (вертепы).

Фото-экскурсия в Немецкий музей замков и оковок (Deutsches Schloss — und Beschlägemuseum) в Фельберте (Velbert)

В этом музее есть двери, уже поэтому туда надо каждому любителю сказок: "Красной Шапочки" (там есть модель "дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется") и "Золотого ключика", конечно! Интересно там, можно приобщиться к истории "заковыристого" ремесла, и на примере развития этого ремесла многое отследить.

Это я туда культурную "экспедицию" нашему дюссельдорфскому клубу организовывала. Вчера я была очень занята организационно-экскурсионным, но вот что там в музее можно увидеть (фотографировала не вчера, а подготовительно).

Как там в музее? Он небольшой, но информативный и всё (почти) можно "вскрывать", мы почти всёвзломали вскрыли, буквально, до закрытия музея (каламбур)). В 18 часов нас попросили угомониться и идти по добру по здорову убираться в свой Дюссельдорф уже домой.


А в начале было вот такое "Облако" - зависло над входом в экспозицию.

Воздушная инсталляция из 1500 ключей местных жителей. Мне ((даже)) не поверили, что их там так много - и быстренько пересчитали. Результат подсчётов подтвердил недоверчивым и пытливым мою информацию. А я и не настаивала. Вообще стараюсь не настаивать (вывод - я очень ненастойчивая).

Убедитесь и вы, рекомендую всё всегда проверять и пересчитывать рассматривать в реале и самостоятельно. В этом городе, известном как центр "замкостроения" с 17 века, в основном все и до сих пор занимаются замками и сейфами. А лишние ключи сдают в музей, и там они "валятся" с потолка (их превращают в дождик даже)...

Самая "солидная" дверь в экспозиции - она ужасно скрипела и, как оказалось, для большинства опрошенных мной экскурсантов стала "самой" дверью дня.

Особенно приятно, что там всё можно трогать, открывать, двери скрипят, но наш натиск выдерживают!..

Смотрителей-охранников и сигнализации в музее замков нет. Как это показательно и приятно-приятно! И все двери открыты любознательности и шаловливости.


История дверей и замков Древнего мира

Дверь и замок с ключом на копии фрагмента погребальной мраморной доски (античное, римское)

Ещё одна дверь в мою коллекцию :-)

А вот это - дверь (опять же - древнеримская), металлическая. Буквально: дверь на замке! Присмотритесь: эта двухстворчатая дверь, которая может открываться (если найти рычаг малюсенький), тогда за ней будет открыт доступ к замочной скважине. То есть: это замок, на нём есть дверь, за дверью - замочная скважина, куда вставляется ключ, который открывает замок на двери))).

Затейники!.. Это я о древних римлянах. Они в слесарном деле так преуспели, что всё средневековье инженерная мысль не поспевала за римскими стандартами.

Фактически (это из перелопаченного мной материала для вчерашней экскурсии):

Замки — это изобретение городов. В маленьких поселениях античности замки были не нужны, потому что "все друг друга знали" и было стыдно воровать. Правда, засовы применяли и тогда — от внешних врагов, от чужаков или зверей, нападавших на поселение.

Курьёз ещё в том, что в период, называемый «бронзовым веком» появились первые замки, которые были изготовлены из дерева. Один из первых рисунков и описание такого (персидского, или ассирийского, во дворце ассирийского царя Саргона II - 1 тысячелетие. до н.э. - в верховьях реки Тигр, сейчас Ирак) замка опубликовал ещё в 1803г. в журнале "Universal Magazine" Доминик Вивант-Денон, французский дипломат и писатель, который сопровождал Наполеона во время египетской экспедиции. Так что на момент открытия Э. Боты конструкция уже имела модное название «египетский», а специалисты называют такие замки «tumbler», «pin-tumbler», "с падающими штифтами", "игольчатого стакана" и т.п. Описание открытия оставил очевидец Джозеф Бономи младший в книге «Ниневия и её дворцы» (издана в Лондоне в 1853г.): "В конце зала была массивная одностворчатая дверь, закрывшая выход. Она была заперта тяжёлым деревянным замком типа, который можно ещё встретить на Востоке. Ключ, также деревянный, имел такие размеры, что его нужно нести на плече (как коромысло?!?)." При вставлении ключа засов возвращался в исходное положение - скользил справа налево и входил в квадратный паз в стене - и дверь или ворота открывались. Похожие замки, говорят, до сих пор используются в странах Африки.

А вот античные греки придумали «лаконский ключ» (от названия области Лакония) в V веке до н. э. Он был меньше, имел бородку с зубцами и был уже настоящим ключом, а не засовом. В одной из сцен комедии Аристофана (около 446...385 г. до н.э.) «Женщины на празднике Фесмории» сообщается: «...ныне дверь гинекея сторожит печать, наложенная мужем и засов. Но мало этого: любовникам на страх заводит муж молосских псов. И можно было и это простить. Но вот чего не в силах мы снести. Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать потихоньку и муки, иль масла, иль вина... теперь и этого нельзя. Ключи с секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах...».

В римско-античном же "замочном" деле слились достижения народов Средиземноморья, Азии и Европы (особую лепту внесли кельты). Появились первые цельнометаллические конструкции, как стационарные (накладные) так и съёмные (навесные) замки. Последние, возможно, были заимствованы из Азии (Китай, Индия). Ключи к ним были длинными прутами, изогнутыми или совсем кривыми, с колечком на конце. Во времена Гомера бронзовый ключ длиной 50–75 сантиметров напоминал изогнутую в виде буквы S монтировку. Наиболее многочисленным из стационарных был модифицированный «штифтовой» замок с характерным «выталкивающим» литым бронзовым ключом, получивший название «римский». Следующим этапом развития стали пружинные замки с ключом поворачивающимся. Начиная примерно с третьего столетия нашей эры в древнем Риме стали появляться железные ключи, для более богатых людей изготавливались сложные замки, а соответственно и сложные ключи из драгоценных металлов – преимущественно сплава серебра и золота, так называемого сплава «Электра».

Как и все передовые технологии римского мира практически вышли из употребления в период «тёмных веков». Наступил «железный век» и стали делать преимущественно крупные железные замки накладного типа с вращающимся ключом - фактически то было возрождением римских технологий. Специалисты считают, что принципиальных новаций в период средневековья практически не было.

Но, как видим, ковать в средневековье научились знатно и вычурно. Через эту дверь (моя фаворитка) я прошла - вежливо постучалась сначала - и мне добрые люди открыли)))

Стучалась с этой стороны.  

И они же, люди добрые, научили пользоваться вот этим замком. Там не всё просто.

Поиграли (все взрослые, между прочим, но как дети детям тоже интересно там - наверняка!)

Околдованная замочная скважина.

Ещё одна.

 

Мастерство усовершенствовали и усложнили до предела. Из "умной" путеводительно-экскурсионной информации по этому периоду ещё:

Главным методом обработки железа была ковка, и кузнецы-виртуозы осваивали всё более сложные механизмы. В период позднего средневековья произошло разделение кузнечного ремесла на собственно кузнецов (обработка металла с обязательным нагреванием) и специалистов по холодной обработке металла — слесарей (новая профессия - люди, которые делали замки) Название профессии (происходит от немецкого Schlosser (Schloß — замок, Schlüssel ключ), как и слесарная, а затем замочная терминология из Германии, попали ко многим народам Центральной и Восточной Европы. Например, засов стали именовать «ригель».

Поворот бородки ключа проталкивал засов и позволял освободить дверь. Это был простой и надёжный метод, но в довольно большое отверстие для ключа без труда помещалась отмычка. Так в замке появились перегородки, препятствующие засовыванию туда чего попало. Только подходящий к данному замку ключ мог, благодаря уникально совпадающим вырезам в сложной системе неподвижных пластин (барьеров) внутри замка, провернуться в этом тесном лабиринте.

XIV век - в Германии образуются первые гильдии мастеров замочных дел. В 1449 году Йорг Хойц (Jorg Heusz) из Нюрнберга получил звание замочного мастера, сегодня его причисляют к самым известным и лучшим часовым и замочным мастерам средневековья. В  веке XVI профессии слесаря и часовщика становятся идентичными. В кодексе Людовика XIV (1650) замочное дело названо 4-м искусством. Вообще стать замочным мастером было нелегко. Например, дети, чьи отцы имели «нечестивые профессии» (могильщик, палач - тут ещё "как то" понятно, но и пастух, ткач, кровельщик, мельник, цирюльник и даже музыкант!), не имели возможности начать обучаться «честной профессии замочного мастера». Три года будущий мастер был учеником, потом несколько лет подмастерьем (от 3 до 9 лет он должен был странствовать по свету), потом платил большой взнос и делал «шедевр» — так называлось замечательное произведение, которое должно было показать, что подмастерье достоин называться мастером.

Вот этот ключ "фонарь" с бородкой "расчёской" - верх сложной резьбы по металлу. Поэтому он не "работал" ключом, а только образцом, говорящим - в рекламных целях - о мастерстве изготовивших его.

И замок - из категории таких "дипломных" работ.

Мастера имели при себе такие "образцы" для показа потенциальным заказчикам.


Вот эта "семейная" кованая ручка позабавила меня.

Сверху - "папаша", бравый, с усами, воинственный.Внизу - "явная мама", а в кольце между "папой" и "мамой" - два "оболтуса")))

Замочная скважина могла быть оформлена простенько - лягушкой.

Или так:

А вот так?

 


Замки, ключи и оковки периода Возрождения очаровательны.

Накладные замки (прикрепляемые к стене изнутри) - было модно делать их ажурными, чтобы владелец мог видеть внутреннее сложное устройство и радоваться, что всё слаженно работает.


Ручка на железной двери "сейфового" образца, "видавшая виды".

Дверь пуленепробиваемая с секретом. Чтобы открылась замочная скважина, надо нажать на одну их "заклёпок".

И, не смотря на то, что теперь все музейные посетители на секретную заклёпку жмут постоянно, механизм работает. Вот уж - гарантированное немецкое качество, на века!

Фактически, "скачок" в 18 век, а оттуда до замечательного 19-ого совсем уж недалеко.

В 1769 году Джеймс Ватт (James Watt) изобрёл паровую машину, в Англии началась эпоха индустриализации и это период «первой технической революции» конца XVIII—XIX веков дал мощный толчок и замочному делу. В середине XVIII века усовершенствованные ларцы с железной оковкой превращаются в первые шкафы, а тут уже не так "далеко" и до сейфов.

В 1778 году англичанин Роберт Баррон изобрёл замок «качающимися рычага двойного направления» - первый личиночный замок с несколькими язычками, дополнительную надежность которому обеспечивало то, что язычки требовалось поднимать точно на определенную высоту. Благодаря Роберту Баррону врезной замок упал в цене и стал доступен «самым широким слоям населения»

А вот несчастный французский король Людовик XVI, казнённый жестокими французскими революционерами в 1793 году, любил, говорят мастерить замки, ключи, засовы (и теперь потомки французов-революционеров в Версале показывают его мастерскую). Говорят ещё, что королева Мария-Антуанетта раздражалась от такого неподходящего для короля занятия (грязные руки короля-слесаря ей не нравились!) и что однажды в запертом помещении дворца начался пожар, якобы Людовик XVI своими собственными слесарными инструментами вскрыл дверь, в результате чего огонь удалось быстро погасить. "Может, это был единственный французский король, принёсший реальную пользу?"...

В Англии же дело шло к солидному накоплению капиталов, в 1795 году Эдуард Тэн (Eduard Tann) основал первую европейскую фабрику по производству шкафов для хранения денег, а через два года в этой стране была основана первая сберегательная касса в Англии. В XIX веке всё изменилось. Появились мануфактуры и фабрики, ключи и замки из штучного товара стали массовым - таким было начало промышленной революции на Европейском континенте.

А вот вам пример фабричного производства из Москвы, от русского Ивана (Смирнова) - "несгораемая портативная касса" с российской этикеткой и с медалями даже.

Довольно простая и "грубая", надо сказать, в сравнении с немецкими и английскими (отмечено экскурсантами). С навесным замком.

Естественно, что технически сильно "проигрывает" выставленным рядом кассам-сундукам, "встроенный замок" в которых занимает всю площадь верхней крышки сундука, при одном повороте ключа механизм этого замка совершает 26 действий!

В маленькой комнате в дверном проёме - малюсенькая экспозиция неевропейских замков 20 века. Ближний Восток и Африка. Кое-где время остановилось. 


А я вот очень-очень довольна этим музеем. И не только потому, что там двери! На что я хочу обратить внимание потенциальных посетителей:

    • Древнеримские ключи-кольца - прародители обручальных колец.
    • Резной комод Папы римского, 17 век. Один из ценнейших экспонатов коллекции (был куплен музеем 20 лет назад за 4.000 марок. Сейчас его стоимость оценивается в 60.000 евро)
    • Замки - предметы искусства эпохи Возрождения (стоили такие изделия очень дорого и говорили о состоятельности его владельца, но и уникальны). Даже накладки на замочные скважины являлись предметами искусства.
    • Сундуки-сейфы - использовались в войсках как полковые кассы (замок в них занимает всю площадь верхней крышки сундука, при одном повороте ключа механизм этого замка совершает 26 действий!)
    • Сейфы (современные сейфы – модификации «сейфа Брама», первым наладившим конвейерную сборку сейфов. Брама также изобрел гидравлический пресс, с помощью которого до сих пор в английских пабах разливается пиво. А еще Брама изобрел машину для нумерации банкнот!)
    • Гордость немцев — Теодор Кромер, в 1874 году он запатентовал сейфовый замок (по сей день замок Кромер считают одним из наиболее надежных: такой замок предполагает 87 миллионов комбинаций ключей).
    • Домашние шкатулки-сейфы (украшенные резьбой с мотивами гравюр Дюрера)
    • Зеленый сейф в человеческий рост - самый тяжёлый экспонат музея – весит (по непроверенной информации) 25 тонн, но тут мне опять не поверили, а я и не настаиваю. Не проверяла, слишком это тяжело :-)

 


А так как я готовилась и интересовалась, нашла ещё статью "Ключи и замки в религиозных обрядах и суевериях" (Об авторах: Лаврус Анна Георгиевна, историк-археолог + Лаврус Александр Сергеевич, инженер), приведу тут выборочно некоторые наблюдения (и ссылку на ещё одну очень содержательную и интересную их статью "Замки эпохи бронзы".

Эмблема ключа (двух ключей), принадлежала богу порога, входа и выхода, вообще дверей и начала любого деяния - двуликому римскому Янусу. Янус был до Юпитера божеством неба и солнечного света. Утром он открывал небесные врата и выпускал солнце на небосвод, а на ночь запирал эти врата. Кроме этого, Янус закрывает старый и открывает новый год. Как страж входа в дом, Янус изображался с жезлом привратника и ключом.

Ключ можно встретить и на изображениях воина Ипполита. Его ключи – символ ремесла, которым он занимался до того, как был обращен в христианство св. Лаврентием. Ипполит был римским солдатом, охранявшим заключенных христиан. Его арестован и казнили за то, что помогал хоронить христианских мучеников по обряду. Работники тюрем и правоохранительных органов считают его своим покровителем, несмотря на то, что казнили его за неисполнение служебных обязанностей.

Ключи и замки использовали также в свадебных обрядах. На свадебном сговоре клали замок под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. В других местах этот обряд производили при первом приезде жениха в дом невесты, чтобы свадьба состоялась, и выгодный жених не отказался или (и) при входе молодых в дом после венчания. К свадебным обрядам относится также обычай передавать молодой жене при входе в дом жениха связку ключей, как символ управления хозяйством. При разводе ключи отбирали. В древнем Риме, для формального развода мужу достаточно было сказать жене традиционную фразу: «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ («Законы  XII таблиц» IV.3.).

На Вологодчине свадебный обряд имел некоторые отличия. Сурову попадалось очень много замков, гораздо больше, чем можно было предположить в исследуемых усадьбах дверей. Причина, в том, что по повсеместно принятому у славян обряду, выходя из церкви после венчания, молодые переступали через положенный на порог замок, который после этого запирали - чтобы «брак был долгим». Затем, замок и ключ выбрасывали (топили в реке, колодце…). На Вологодчине выбрасывали только ключ, а замки оставляли дома. Поэтому так много старинных замков Сурову удалось найти как при раскопках, так и в брошенных домах.

Замки находят иногда в погребениях. Во всем мире распространено суеверие, что в доме, где умирает человек, следует отворить все двери, замки и задвижки. Даже в мебели и сундуках открывали все замки. В Китае для этой цели пробивали дыру в кровле дома.  На Украине, при похоронах умершего ребенка клали ему на грудь запертый замок, чтобы не умирали другие дети. В XIX в., чтобы смерть не могла вернуться в дом, кидали при погребении замки в могилы. Изредка, для большей силы различных наговоров на «ключ», его на время кладут в гроб к покойнику.

В Ирландии существовал обычай делать больному прижигание вдоль головы раскаленным церковным ключом, для исцеления (уж очень похоже на пытку! от чего так лечили, не указано!). В других местах верили, что холодный ключ, приложенный к спине, останавливает кровотечение из носа. ... У восточных славян к открыванию замков прибегали, чтобы облегчить роды."

Экспедиция в Город Фельберт – «ЗамОчную столицу Европы»

— Я так и думал, — сказал Буратино, хотя он ничего такого не думал и сам удивился. — А вот и ключ от дверцы. Папа Карло, открой... — Эта дверца и этот золотой ключик, — проговорил Карло, — сделаны очень давно каким-то искусным мастером. Посмотрим, что спрятано за дверцей. Он вложил ключик в замочную скважину и повернул... Раздалась негромкая, очень приятная музыка, будто заиграл органчик в музыкальном ящике... Папа Карло толкнул дверцу. Со скрипом она начала открываться. 1935, Алексей Толстой

В городе Фельберт есть музей, куда у меня была запланирована заключительная часть наших вчерашних приключений (а как не каламбурить:-) Приглашая одну группу любознательных и образованных спутников проверяя уровень их внимания "задавала" им "домашнее задание по математике".

(это из музея замков и ключей - учебник по математике изготовлению замков)))

Вот такую задачу получили экскурсанты "на дом" (получайте и вы, заочники:)))

"Задача (Математическая комбинаторика): Перед нами 10 закрытых замков и 10 похожих ключей к ним. К каждому замку подходит только один ключ, но ключи смешались. Возьмем один из замков, назовем его первым и попробуем открыть его каждым из 10 ключей. В лучшем случае он откроется первым же ключом, а в худшем - только десятым. Сколько нужно - в худшем случае - произвести проб, чтобы открыть все замки?"

Экспедиция была задумана в город Фельберт – «ЗамОчную столицу Европы» в воскресенье, 16 февраля 2014 (и только музеем ключей и замков программа не ограничилась).  Не хотелось упустить возможностью отведать Бергскую кофейную трапезу, бергские земли (столицей которых исторически был Дюссельдорф) показать поближе и на конкретном примере ландшафт, архитектуру, особенности быта и традиции.

Краткая сводка с места событий :)

Начали в 11:00 и завершили в 19:30 на главном вокзале Дюссельдорфа. Получилась большая и довольно насыщенная выездная программа на целый день (постараюсь рассказать ещё - очень много впечатлений!) Погода порадовала. Я плохо переношу поездки на автобусах.

100-кратно интересный Дюссельдорф. Момент двенадцатый.

В Дюссельдорфском музее (Дворец искусства в Дюссельдорфе)можно увидеть крупноформатные полотна  "раннего Рубенса".

Вот это, например:

"Венера и Адонис" - Питер Пауль Рубенс, около 1610 года. 276х183.

Интересно, что именно с упоминания этой картины начинается послесловие Т.Седовой к книге Роже Авермата. "Питер Пауль Рубенс. Вольное описание жизни художника":

"Начиная с ранней картины 1609-1610 годов «Венера и Адонис» (Картинная галерея, Дюссельдорф).., идет все усложняющаяся работа над выявлением выразительных пластических возможностей человеческого тела. ...В мифологических персонажах находит воплощение его культ красивой здоровой наготы."

Музей, в котором можно увидеть эту картину - Museum Kunst Palast: вот уже 100 лет в городе есть хранилище старинного и современного искусства, доступное широкой публике. Дюссельдорфский музей Дворец Искусства (Museum Kunst Palast) отметил в 2013 году своё 100-летие. А предшествовала этому музею легендарная коллекция курфюрста Иоганна Вильгельма фон Пфальц (1658-1716),  картины из которой можно увидеть сегодня большей частью в мюнхенской Пинакотеке и во флорентийской галерее Уффици.

Счастье, что ещё одно полотно "Вознесение Богородицы" Питера Пауля Рубенса осталась в Дюссельдорфе – исключительно в силу своего размера. Двенадцать квадратных метров дубовой доски в эпоху конного транспорта было очень трудно перевезить с места на место. А вторая (упомянутая вначале) картина Рубенса "Венера и Адонис" была просто случайно «забыта» в суете передачи наследства в Мюнхен.

Что ещё посмотреть в этом музее, помимо этих двух полотен знаменитого Рубенса? Много всего, самого разного! Охраняемый как памятник архитектуры комплекс зданий на берегу Рейна - солидное хранилище для более чем 1.000 картин и 5.000 рисунков и графики представителей «Дюссельдорфской школы».

Эта школа живописи под руководством Вильгельма фон Шадова была «экспортирована» из Берлина, потому что Дюссельдорф тогда стал столицей прусской Рейнской провинции. Пруссаки же видели в искусстве культурную роль своей династии. В 1826 художник Шадов (Schadow) отправился со своим лучшим студентам из Берлина в тихий «провинциальный» городок, в Дюссельдорф на Рейне. Этот «филиал» школы прусской живописи скоро заработал себе великолепную репутацию, Дюссельдорф до сих пор считается центром международного модернизма.

Второе важное направление музея - экспрессионизмКиршнер, Марка, Макке, Явленский и Василий Кандинский представлены первыми произведениями классического модернизма. Интересны произведения периода послевоенного искусства - ранние работы Рихтера и Польке.

Про то, как дюссельдорфская коллекция стала мюнхенской

Старой пинакотеке („Pinakothek" — греч.: «хранилище картин») в Мюнхене принадлежит теперь практически незаконно одно из лучших в мире собраний Питера Пауля Рубенса. Большой зал Рубенса в этом уважаемом музее украшают такие шедевры, как «Автопортрет с Изабеллой Брант» („Selbstbildnis mit Isabella Brant", 1609) и картина «Елена Фоурман в свадебном платье» („Helene Fourment im Hochzeitskleid", 1630), посвящённая семнадцатилетней антверпенской красавице, на которой Рубенс женился в 1630 году, когда ему было 53 года. В последнее десятилетие своей жизни художник всё чаще обращался к мифологическим сюжетам, в которых в качестве модели часто выступает Елена Фоурман. Но и не это главное!

«Во 2-й половине XVIII века происходит процесс слияния нескольких художественных собраний баварских и пфальцских князей», - говорится в справочниках.  Когда Бавария в 1806 году стала королевством, пинакотека пополнилась экспонатами знаменитой Дюссельдорфской галереи. Всё, что могли, просто "временно" вывезли из Дюссельдорфа в Мюнхен, "спасая" от Наполеона.

Это Макс-Йозеф из династии Виттельсбахов, став королём Баварии Максимилианом Первым, "получил" (пишет справочник Пинакотеки) Дюссельдорфскую коллекцию, "которая была известна как одна из самых прекрасных в Европе". Затем, в 1827 году, король Людвиг I Баварский приобрёл картины кёльнских братьев Буассере (Сульпиция и Мельхиора, ставших при этом и первыми директорами Пинакотеки) — 215 работ "ранних" нидерландских и "старых" немецких мастеров, а также «Мадонну из дома Темпи» („Madonna aus dem Hause Tempi") Рафаэля. По приказу короля Людвига I для пинакотеки в 1826—1836 годах было построено специальное здание (проект придворного архитектора Лео фон Кленце). Там и "загостились" до сих пор ценности дюссельдорфской художественной коллекции.

КлубОК в декабре 2013 года, блестяще-художественное окончание клубной программы в Дюссельдорфе.

Соответственно, последняя КлубОК-встреча года состоялась 21 декабря, за 10 дней до окончания 2013 года. Как говорят немцы,  Der Countdown läuft ("каунтдаун лёйфт" - идёт обратный отсчёт)...

Куда отправились: в музей Дворец Искусства (спасаясь от холода), пугать музейных смотрителей своим темпераментным приближением к экспонатам любоваться хрупким и бьющимся в музейной коллекции стекла.

Посмотрели стекло периода модерна (югендштиль): Рене Лалик и Эмиль Галле. Дейв Чихули и Марта Клоновская - современные мастера. Эту четвёрку я хотела показать своим спутникам в первую очередь, а затем уже все 10.000 великолепных экспонатов...

Один пример только приведу - ваза японского автора Йоко (фамилию не скажу не выговорю забыла)...

Как льдинки по краю))) Вы только вглядитесь: какая особенная вещь...

Это настоящее искусство!

Немного "расширили" художественный кругозор в постоянной коллекции. А там мне очень люб натюрморт один. И не только за фрукты и цветы, но и за "живность"!

А присмотревшись, можно увидеть не только капли воды и прожилки на листе, но и объеденные улиткой края этого самого листочка))

...А в углу отыскался и паук на тонюсенькой паутине! И найдите паучка опять обратите внимание на неровности края листа.

А так как перед этим мы рассмотрели современное (и старинное, конечно!) стекло и одну стеклянную козу. И вот такой стеклянный зверь имеется в экспозиции стекла )))

Автор козы-дерезы, которую не погладишь: Марта Клоновска (Marta Klonowska), родившаяся в Варшаве и учившаяся в дюссельдорфской академии.

Так вот: она сделана по образу и подобию одной малюсенькой фигурки, отображённой на холсте с пейзажем (и почему я только всю картину не сфотографировала?!?)

И графику (очень близко) посмотрели (опять сильно напугав смотрителей:-)

Ландшафты завораживают. Вот это - руины церкви "Альтенбергер Дом"!

 Хорошего понемножку (2,5 часа в музее пролетают незаметно!)?

***

А потом передвинулись поближе к рождественским базарам - согреться глинтвейном и горячим пуншем из керамических кружек и ещё по дороге домой успели поглазеть на праздничные украшения-стекляшки в ларьках рождественских базаров.

Блестящее окончание клубной программы "KlubOK" 2013 года совершилось.

Стеклянные фигуры по мотивам старинной живописи.

Своих стекляных персонажей Марта Клоновска (Marta Klonowska, выпускница дюссельдорфской художественной академии, родилась в 1964 году и выросла в Варшаве) не выдумывает. Она находит их (часто совсем незаметно отображённых на втором плане) в картинах известных живописцев и создаёт их заново в натуральную величину. В фильме есть собака с картины Рубенса из нашего дюссельдорфского музея Дворец искусства.

Вначале она изготавливает металлический каркас, при помощи силикона преображая его в «пушистого зверя» со стеклянной «шерстью» …

Кафедральный собор в Эссене и его ценности

Что бы я рекомендовала посмотреть в Эссене? Художественные и исторические ценности в старинном кафедральном соборе Эссена и в его сокровищнице (где хранится выдающаяся коллекция золотых предметов оттонского периода!):

  • самый ценный предмет в церкви - Золотая Мадонна, статуя Девы Марии с Младенцем - предположительно около 980 года, слева от главного алтаря
  • старейший памятник, сохранившийся в соборе - Колонна аббатисы Иды - коринфская колонна, установленная в хоре (алтарная часть церкви) и увенчанная современным крестом
  • редкий средневековый монументальный семисвечник тысячелетней древности, исполнен в еврейской традиции и называется "менора" (упоминается в Библии и является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов)
  • скульптурная композиция «Захоронение Христа», работы неизвестного кёльнского скульптора в первой четверти XVI века (у стены, справа от алтаря)
  • "детская корона короля Оттона III" (кажется, ошибочное предположение, так как она ХI века*), четыре креста, принадлежавших Оттонидам, меч Оттонидов, готические реликварии, коллекция бургундских брошей.

В Эссене я купила книгу "Эссенские сокровища" (автор: Марлис Холле - Marlies Holle), написанную и оформленную с большой любовью. Для меня - это самый удачный путеводитель по Эссенскому собору.

nov108essen (620x466, 173Kb)

Приведу иллюстрации из этой книги на немецком языке - пусть они мотивируют читателей отправиться в Эссен и увидеть эти замечательные ценности своими глазами.

Золотая Мадонна - старейшая скульптура Девы Марии, созданная более тысячелетия назад. Статуя высотой 74 см из древесины тополя и полностью покрыта тончайшей позолотой. Глаза мадонны и младенца выполнены - типично для того времени из блестящей эмали. 

Увидеть эту скульптуру периода раннего средневековья и прочие ценности можно в часы работы собора (вход в собор бесплатный).

"Колонна Иды" из тёмного мрамора (античная, была привезена сюда абтиссой Идой в 10 веке из Рима) после войны установленна вновь, а для этого была украшена новым современным крестом - работа монахини-бенедиктинки, сестры Лиобы (Sr. Lioba Munz OSB, 1913-1997). Теперь она вновь установлена в алтаре.

Монументальный семисвечник состоит из 46 бронзовых элементов, высота: 2,26 метра, ширина: 1,88 метра. Его копии находятся в двух музеях.

В сокровищнице Эссенского собора можно увидеть "детскую королевскую корону* Оттона III" и комплект бургундских золотых брошей.

Комплект состоит из 16 золотых брошей, украшенных жемчугом и эмалью, 14-15 века. Размеры - 4-6 см. Историки говорят, что таких брошей в мире всего 32, и добрая половина из всех подобных и имеющихся на свете - в Эссене! А происхождение их - предположительно бургундское (только о Бургундии кстати: бабушкой Оттона была бургундская королевна Адельгейда, канонизированная в 1097 году).

Корона с четырьмя лилиями - говорят, самая старинная из известных "лилейных". Она же действительно мала, как детская, поэтому предполагалось, что ей император Оттон II короновал своего трёхлетнего сына Оттона III в короля Германии*. Доподлинно известно только то, что корону эту "носила" эссенская Золотая Мадонна на праздничных процессиях.

(*) про Оттона III, "детская королевская корона" которого хранится в Эссене: он родился неподалёку от города Клеве в нижнерейнском лесу (!) по дороге родителей, византийской царевны Феофану (похоронена в Кёльне в церкви St. Pantaleon) и германского императора Оттона II, из Аахена в Нимвеген... Да, не сиделось им тогда на месте, колесили по Европе (Оттона II, умершего в Риме, там же и похоронили, могила "утеряна", а тело Оттона III, прожившего всего 22 года и умершего тоже в Риме (!) перевезли в Аахен и захоронили, как и было завещано, в соборе).

 

Часы работы сокровищницы: со вторника по субботу: 10:00 - 17:00 воскресенье: 11:30 - 17:00

Закрыто: в понедельник перед Великим постом, Страстная пятница, Пасха, Вознесение, Троица, Праздник тела Господня, День Всех Святых, Сочельник, на Рождество и в Новый год

Билеты Взрослые - 4 € / дети - 2 € / семейный билет - € 8

Экскурсии  собор: каждое воскресенье в 15:30 - 5 € (на немецком языке, 60 мин.) городские церкви: каждую субботу в 11:00 - 5 € (на немецком языке, 120 мин.)

 ***

Собор открыт

  • пн+пт: 10.00–18.30 / вт-чт: 6.30–18.30
  • сб: 9.00 –19.30 / вс: 9.00 – 20.00

Церковь Св.Иоанна открыта

  • пн-пт:  6.30–18.30
  • сб: 9.00–18.00
  • вс: только во время богослужений!

Адрес: Dom Essen Burgplatz 2 45127 Essen

Проезд на общественном транспорте: от центрального железнодорожного вокзала Эссена (Essen Hbf) или центра города - около 10 минут пешком (через пешеходную зону) по улице Kettwiger Straße к площади Burgplatz.

Эссен - 40 километров от Дюссельдорфа. Основное об этом "соседе".

Готовлю серию "Дюссельдорф. Куда кроме Кёльна" и советую не ехать в Кёльн отправиться, например, в однодневное путешествие из Дюссельдорфа на север - в Рурский регион  (Ruhrgebiet). Демократическая электричка доставит в центр промышленного города Эссен, расположившегося к северу от реки Рур (Ruhr), порт на канале Рейн-Херне (Rhein-Herne-Kanal). Ехать - и по расстоянию, и по времени, столько же, как и до Кёльна - максимум сорок пять минут (первое, что заметят приезжающие в Эссене - высотки всемирно известных концернов: RWE, ThyssenKrupp, ERGO).

Современная численность населения Эссена 583 тысяч человек - сопоставимо по размерам с Дюссельдорфом, но рурский город старше в историческом плане. Эссен впервые письменно упоминается в 898 году, а как город известен с 1003 года.

Название города, вероятнее всего, происходит от немецкого Esche – "ясень" и объясняется историками преобладанием здесь в прошлом ясеневых лесов.

В средние века развивался как торговый город, центр оружейного производства. Сильно пострадал во время религиозной Тридцатилетней войны. Потом был солидный промышленный период, когда кайзер Германии называл этот город "Индустриальной столицей" страны.

"Ранее символами Эссена были сталь и железо, а сегодня город стремится навстречу новому и необычному, к искусству в пространстве и самоинсценировке".

Эссен выполнял в 2010 году функцию европейской столицы культуры, тогда за год было проведено 5.500 мероприятий, а в инфраструктуру вложено около 500 миллионов евро. В итоге звание культурного метрополиса окончательно закрепилось за Эссеном с остальными 11 городами Рура, активно поддерживающими этот "культурный вектор развития" как будущее для своего региона.

Эссен (Essen), что посмотреть?.. Будет ещё и подробнее, а для начала - о самой главной исторической достопримечательности - Соборе Эссена и его сокровищах.

nov099essen (620x466, 185Kb)

На фото вверху - трогательный ангел - скульптора Эвальда Матаре (Ewald Mataré - установлен в Эссене на резиденции епископа) пальчиком золотым показывает на петушка, что на шпиле Кафедрального собора. А кафедральным он называется не потому, что это главная церковь в городе, а потому что там "кафедра" епископа - бывшая церковь аббатства получила в 1957 году статус собора и стала резиденцией Эссенского епископа - то есть: его кафедральным собором.

***

Советую обратить особое внимание на южную ("состоятельную") часть Эссена, в которой, в отличие от его ("рабочего") индустриального севера, находится большая часть культурно-исторических достопримечательностей (например таких, как исторический жилой квартал Маргаретенхёе - Margarethenhöhe, построенный для рабочих предприятий Круппа в 1906 году - мне он очень нравится. Или - в продолжение той же темы - "хозяйская" вилла Хюгель. А если освоить ещё и шахту Цолльферайн - то будет тематический тур в "индустриальное" сердце региона.

Проезд из Дюссельдорфа на общественном транспорте с VRR-билетами (тариф"C"): - на пригородных электричках S-Bahn: S1 или S6 (45-50 минут и без пересадки) - на региональных поездах, RE6 или RE30027 (30-35 минут и без пересадки)