Градостроительный материал. Медь.
/Разглядим крыши. Или памятники.
Когда вы видите зелёные крыши - знайте, это медь.
Атмосферные факторы, а также перепады температур становятся причиной естественного окисления меди.
Кровельные материалы и прочие поверхности из меди (двери, памятники) медленно, но верно, с течением времени меняют свой цвет. Из красновато-жёлтой классическая медь снаружи становится бронзово–коричневой, с "богатым" шоколадным оттенком, затем переходит в матово-чёрный цвет и в конце концов, медные покрытия кровли становятся ярко-зелёными.
Медь (Cuprum, Си) — мягкий металл красного цвета, в изломе розовый, в тонких слоях зеленовато-голубой. В присутствии влаги на поверхности меди постепенно образуется зелёная пленка.
Изменение цвета меди под влиянием атмосферных осадков и времени – это основная особенность этого материала. "Благородная старина" в моде. В европейской архитектуре медь теперь используется не только для покрытия крыш, но и для отделки фасадов зданий (и тогда это довольно необычный материал: патинированная медь). Патина - тончайшая разноцветная плёнка, образующаяся обычно на поверхности изделий из меди и её сплавов.
В прошлом ограничение по использованию медных покрытий было обусловлено химическими свойствами меди, так как выпускалась только классическая - с жёлтым блестящим покрытием, которое под воздействием атмосферных явлений через пару лет темнело, становясь коричневого цвета, и лишь через 15-20 лет приобретало благородный малахитово-зелёный оттенок патины. В дальнейшем процесс изменения цвета останавливался, и с этим зелёным оттенком крыша была на века избавлена от коррозии. Итак, патина, возникшая в результате коррозии, даже полезна, а ещё выглядит интересно, а потому её создают искусственно в декоративных целях.
Но крыши мы видим издалека, а если приглядеться к патине поближе?..
Рассмотрим памятники. Естественная медная патина старинных памятников очень красива по фактуре и цвету, причем отличается чрезвычайным многообразием окраски. В целом достаточно знать, что для молодых памятников из меди и её сплавов наиболее типичен коричневый цвет патины. Чёрный цвет патины - чёрная патина, является переходным и необязательным. Для старинных памятников характерна медная патина в зелёной или синевато-зелёной гамме, причём индивидуальные отличия оттенков патины зависят главным образом от её состава и возраста, а также от состава сплава (металла) памятника.
Наиболее молодые патины имеют золотисто-коричневый или коричневый цвет с красноватыми и фиолетовыми оттенками. Со временем патина меняет цвет, становится более тёмной: тёмно-коричневой, а затем чёрной* патиной с разными оттенками и остаётся такой более или менее продолжительное время. Затем появляются холодные зелёные или синие оттенки цвета, патина становится зеленовато-коричневой, оливковой, тёмно- или чёрно-зелёной, синевато-чёрной.
Дальнейшие изменения цвета патины приводят к тому, что медная патина вновь светлеет, а преобладающими цветами патины становятся малахитово-зелёный, изумрудно-зелёный, желтовато-зелёный, голубовато-зелёный, бирюзовый, зеленовато-синий, светло-синий и изредка тёмно-синий цвет патины.
Показательно, что в сухих сельских местностях патина дольше сохраняет коричневый, чёрный или оливковый цвет, в районах с промышленной и промышленно-морской атмосферой быстрее становится зелёной.
Бронзовые предметы могут иметь изумительно красивую блестящую эмалевидную патину коричневого или оливкового цвета, иногда это чёрная патина. В литературе имеются сведения о том, что присутствие в сплаве более 4% цинка затрудняет (или даже вовсе предотвращает) образование на нём зеленой медной патины. Более того, мы можем заметить, что медная патина разного цвета часто образуется на одном и том же памятнике.
Цвет патины определяется сложным комплексом явлений. С чисто оптическими явлениями связано и потемнение коричневого цвета патины, иногда превращающейся в черную патину медную.
Установлено, что образующийся при этом наружный слой не всегда чёрный, а в некоторых случаях, как это ни странно, зелёный. Эффект сложения синего или зелёного цвета очень тонкого полупрозрачного или совсем прозрачного наружного слоя с просвечивающим через него красновато- или темно-коричневым цветом внутреннего слоя создает иллюзию черного. Таково происхождение окраски многих памятников, находящихся в «черной» стадии - чёрная патина. В этот период наружный слой зеленого цвета патины еще настолько тонок, что его не всегда можно увидеть в разрезе. Однако при царапании такой патины образующийся порошок оказывается не черным, а зеленым, и при исследовании состава в нем обнаруживаются зеленые минералы. Зеленая окраска такой «черной» патины отчетливо видна под микроскопом при наблюдении в косом свете. По мере утолщения наружного зеленого слоя описанный оптический эффект ослабевает, и зеленый цвет патины становится различимым невооруженным глазом, вначале — как темно-зеленый оттенок при определенных условиях освещения, а затем как локальная окраска наружного слоя.
Медная патина совершенно одинакового цвета на всей поверхности памятника наблюдается только в тех случаях, если она нанесена искусственным путем или представляет собой результат химической перепатинировки. Более или менее одинаковый цвет патины, может иметь и очень «молодая» естественная патина или достаточно «старая», которая достигла равновесия с окружающей средой и состав которой не изменяется. Искусственная патина серого цвета с сильным металлическим блеском, напоминающая поверхность свинцовых предметов, в настоящее время покрывает памятник А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина, фигуры фонтана И. П. Витали перед зданием АН СССР в Москве и некоторые другие памятники, перепатинированные несколько лет тому назад.
Патина же на памятниках «среднего возраста» в большинстве случаев имеет более или менее заметные различия в цвете, связанные как с неоднородностью ее состава, так и с разной степенью формирования. Переходы между участками разного цвета патины, чем бы ни были вызваны эти различия, обычно воспринимаются как очень постепенные и гармоничные.
Материал этот не только красив, но и долговечен, а о целебных свойствах меди давно ходят легенды. Какие?
Свойства меди. Медь известна с глубокой древности и сыграла огромную роль в развитии материальной культуры человечества. Медный, а за ним и бронзовый века, датируемые VII— I тысячелетиями до н. э., — время, когда человечество активно использовало орудия труда из меди и сплавов меди с другими металлами. Медь широко используется в промышленности, искусстве - это известно. В античном мире медь была, пожалуй, самым популярным металлом в лечебной практике, поскольку являлась доступной даже для бедных слоев населения. Древнегреческий врач, поэт и философ Эмпедокл для улучшения самочувствия носил медные сандалии, великий Аристотель называл этот металл прекрасным средством от отечности, синяков, ушибов и даже во время сна старался держать в руке медный шарик. Авиценна после оперативного удаления гнойных миндалин советовал полоскать полость рта холодной водой, в которой добавлен уксус, а после этого прикладывать к ране медный купорос.