Русские в Дюссельдорфе - 18 век.

Занималась темой "Русские в Дюссельдорфе" (в историческом аспекте). Каждый раз вспоминаю, если бываю в Урденбахе. Нашла как-то в немецких исторических записках упоминание о молодёжи, "засланной" в Европу (конкретно - и в Бенрат, тоже) на обучение царём Петром:

В 1716 году скончался Ян Веллем, не оставив наследников (двое детей от первого брака не выжили, второй брак - бездетный). Правление принял его брат Карл Филлип, не жаловавший Дюссельдорф. Он не относил Дюссельдорф к числу своих резиденций, вывез из дворцов Дюссельдорфа и Бенрата всё самое ценное.

В 1717 году он написал придворному казначею в Дюссельдорф:

"Bелю принять тех молодых людей, что должны быть посланыЕго Царским Величеством (Петром Великим Российским)в Бенрат учиться гончарному обжигу".

...Нашла отрывок из одного неопубликованного дневника, в котором отражены впечатления молодого русского путешественника, познакомившегося с искусством Флоренции, и относятся к 1715 году (подлинник хранится в Отделе рукописей Госбиблиотеки (бывш. Ленинской), его орфография сохраняется, «ъ» в конце слова опускается, знаки препинания расставлены в соответствии с требованиями современного синтаксиса).

«23 середа. Поутру в середу в 5 часов нанели мы 3 каляски и поехали во Флоренцию чрез Пизу. Приехали в Пизу в пол 8 часа и, переменя лошадей, поехали в свой путь. Приехали во Флоренцию в 6 часов и стали в ординарии «L'oberge de S' Louy». 24. Поутру в четверг ходили мы в соборную церковь. После ходили в церковь La Nonciade, потом в церковь St Lourent, которая вся делается из розных марморов, а уже делаетца она 110 лет. После обеда ходили мы смотреть ситуации Флоренской на башню четвероугольную, которая зделана из белого мармару, а снаружи вся из розных мармаров, вышины ей 146 сажень, а 413 ступеней средних. Час погодя поехали мы в наемной карете au Palais du grand duc. В другом ярусе живет grand duc и умерший его большой сын prince Ferdinande. В аппартаменте гранд дука 5 камер, которые все убиты красною камкою, 6 камера — аппартамент сына его prince Ferdinande, которые также убиты красною камкою, и сверх многие картины. В одной из этих камер, которая не убита, видели одни часы на стене, которые кажут ветр. После пошли в сад, в котором видели один пруд. Посреди его большая фонтана. Перед етою фонтаною двери, от которых пошли перилы железные около всего пруда, из которых вода бьот розными штуками. После видели 2 птицы именем струси, которые едят железо. Также видели одну курицу ерусалимскую. которая вся синяя, а крылья зеленоваты. Также многих видели попугаев розных цветов".

Автором по свидетельствующим записям был очень молодой (15 лет) человек, воспитанный в старомосковских обычаях и впервые столкнувшийся с европейской культурой. Исследователи замечают, что записи в дневнике краткие, иногда наивные, язык тяготеет к разговорной манере начала XVIII века (он пишет некоторые слова под титлом, встречаются такие фразы: «до самого до города», «было нам довелось ехать»). Много слов иностранных написано по-русски, как вошедшие в разговорную речь (например, ремаркабл, рарите, увраж, ситуация города и др.) - кажется так похожим на современные блоги!..

Интересно, кому он показывал свои записи, почему вёл дневник?

В записях не указываются имена, но часто записано: «Пошли с братцем», «братец мне подарил»и т. п. Известный исследователь П. П. Пекарский предполагал, что автором этого дневника был И. Л. Нарышкин (1700—1734 гг.). Из сохранившихся в архиве писем Нарышкиных (двоюродных братьев Петра I) к Петру I и его кабинет-секретарю А. В. Макарову стало видно, что их писал всегда старший брат Александр, а Иван только подписывался. Его автограф сходен с почерком в Дневнике.

Дневниковыми записями заполнены три книжечки. В третьей книжечке Нарышкина записаны его впечатления о путешествии по Голландии и Бельгии в сентябре 1717 года (оттуда путешественники прибыли в Париж, где в то время находился Петр I) - интересно было: удастся ли обнаружить описание Дюссельдорфа или Бенрата - нет, ничего об этом не нашлось...