Kölner Dom, Кёльнский собор и его достопримечательности и ценности.
/30 километров от Дюссельдорфа и на противоположном берегу Рейна
Туристы, бывающие в наших краях, непременно хотят увидеть его - Кёльнский собор, главными реликвиями которого для христиан почитаются мощи "трёх святых королей" - библейских волхвов.
А завтра в Германии - праздник Эпифания, это про них! Доступ к мощам широкой публике открыт только раз в году - именно в этот день - 6 января.
На заметку туристам, направляющимся увидеть собор в Кёльне:
- Это католический Кафедральный собор в честь Пресвятой Богородицы и Святого Петра, признан ЮНЕСКОкультурным наследием человечества.
- Вторая по высоте церковь Германии и третья - в мире (157 метров).
- Открыт ежедневно, вход бесплатный (ноябрь - апрель: с 6:00 до 19:00, май - октябрь: с 6:00 до 21:00).
- Фотографировать со вспышкой, со штатива и во время богослужения не разрешено.
- Особенно достойны внимания:
1. Портал Св. Петра
2. Южная башня
3. Распятие Геро
4. Высокий алтарь
5. Витражи с изображениями библейских царей.
6. Абстрактный витраж Рихтера
7. Ковчег с мощами трёх волхвов
8. Внутренняя галерея и мозаичный пол
9. Алтарный складень "Покровители города".
10. Сокровищница
Немного о выдающемся и достопримечательном:
- Начавшееся в 1248 году строительство этого шедевра готической архитектуры было завершено лишь в 1880 году. В момент завершения его возведения, в 1880 году, собор являлся самым высоким зданием в мире, хотя и уступил в 1884 году первенство монументу Вашингтона в США.
- 15 верхних окон хора принадлежат к самым великолепным и наиболее чистым по стилю произведениям первой четверти XIV столетия - это самый большой из сохранившихся циклов витражных окон XIV века в Европе. Витражи в северном и южном приделах датируются, соответственно, началом XVI и XIX веком. На семи боковых окнах, с каждой стороны, ниже ковровых узоров представлен двойной ряд иудейских царей, стоящих под балдахинами в традиционной стильной позе, с заметно свешивающимися вперед ступнями ног. Среднее окно, изображающее Поклонение волхвов, по стильности поз и роскоши колорита уступает лишь такому же изображению на среднем окне находящейся внизу часовни-капеллы «трёх святых королей».
- В южной башне подвешены девять колоколов собора, четыре из которых были отлиты еще в Средние века. Один из колоколов, Петер, весит 24 тонны - это самый большой в мире колокол на свободной подвеске. Старинный колокол Претиоза (в переводе – «изысканная»), такое название обусловлено изумительным чистым звоном. Второй по величине после Петера, отлитый в 1448 году, весом в 11 тонн, что тогда позволяло ему считаться самым большим колоколом Европы.
- Фасад собора, как утверждается, больше фасада любой другой церкви в Европе, а портал Св. Петра был единственным входом, завершенным к 1560 году, когда строительство собора неожиданно остановилось. Дверной проём окружен резными статуями, изображающими фигуры апостолов.
- Чудотворное распятие Геро, сделанное из дуба до 976 года считается древнейшим из сохранившихся в Западной Европе - но есть сравнимое и в Дюссельдорфе (а это мало кому известно!).
- Мощи трёх библейских волхвов в роскошном золотом ковчеге - главная святыня собора. Ковчег состоит из трёх отдельных ларей, два из которых - в основании, а третий поставлен на них сверху. Эта конструкция покрыта золотом, богато украшена драгоценными камнями, камеями и геммами (высота 153 сантиметра, ширина 110 сантиметров, длина 220 сантиметров).
Экскурсия с гидом на английском языке: Взрослые: 7 € / Школьники и студенты: 5 € пн. - сб. - 11:00 / 12:30 /14:00 / 15:3 0, в воскресные и праздничные (католические) дни - 14:00 и 15:30
Восхождение на башню Кёльнского собора (высота: 150 метров, более 550 ступенек): март - апрель 9:00 - 17:00, май - сентябрь 9:00 - 18:00 (взрослые: 3 € / школьники и студенты: 1,50 €).
Некоторые подробности с фотоподборкой о том, что непременно надо увидеть и получше рассмотреть - далее.
Алтарный складень "Покровители города". Это триптих Стефана Лохнера со сценой «Поклонение Волхвов», который относится к известнейшим картинам мира.
"Мягкий стиль". В центре - Богоматерь с младенцем Иисусом на коленях, Царица небесная. Волхвы принесли ребенку свои дары: золото, ладан и мирру. Короли: молодой, средних лет и старик. Вокруг - люди со всего мира, мужчины в тюрбанах (из Азии), темнокожие (из Африки) и европейцы: люди всех возрастов и со всего мира пришли поклониться младенцу Иисусу.
Обратите внимание на нежность деталей - трава, цветы, ангел...
На левой створке вы можете увидеть Святую Урсулу и её окружение, на правом крыле - Святого Гереона и воинов фиванского легиона - эти святые считаются покровителями Кёльна. Складень «Алтарь покровителей города» находился ранее в часовне при городской ратуше.
Перемещён в собор в 1809 году и находится теперь в часовне (приделе) Богоматери. Когда триптих закрыт, можно увидеть его внешние створки - диптрих «Благовещение» - сцена явления архангела Гавриила Деве Марии.
Чудотворное распятие архиепископа Геро (Gero) Архиепископ Геро пожертвовал Кёльнскому собору в Х веке двухметровое дубовое распятие. Вскоре, однако, была обнаружена трещина в голове распятого Христа. Так как распятие уже было освящённым, оно не могло быть восстановлено непосвященным человеком, светским мастером-скульптором.
Но - согласно легенде - архиепископу Геро удалось спасти положение: он взял освящённую гостию (просвирку) и частицу Истинного Креста из реликвария собора и положил обе святыни в зазор, который исчез, как будто его никогда и не было...
«Миланская мадонна». Вместе с реликвиями трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и скульптурное изображение Мадонны. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в храме-предшественнике уже в 1248 году и около 1290 года было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны».
В XIX веке статуя Марии - одно из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики - была украшена новой росписью, скипетром и короной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура мадонны была изначально расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка.
Кёльн (как и Нюрнберг и Прага все три города были немецкими, славящиеся тем, что в XIV столетии они уже обладали собственными школами живописи) - все местные школы живописи превосходила тогда кёльнская.
В XIV столетии Кёльн принадлежит к узловым пунктам мировой торговли. С началом постройки его грандиозного собора открылся простор для живописи, правда более для станковой, чем для стенной. Наиболее замечательная нижнерейнская живопись первой половины XIV столетия, сохранившаяся только потому, что была завешана коврами, украшает внутренние стены хора Кёльнского собора.
Cцены и отдельные фигуры размещены в написанных золотом двухъярусных готических аркадах на цветном ковровом фоне. Эта живопись выполнена прочными красками a tempera на меловом грунте. На северной стороне изображены сцены из жития апостолов Петра и Павла и св. Сильвестра. На южной стороне — отличающиеся лучшими формами и красками жития Пресвятой Девы и трёх волхвов.
Радость и горе отражены как в жестах изображаемых фигур, так и в экспрессии их лиц. Стройные, гибкие фигуры нарисованы ещё без полного сознания строения тела, душевное состояние передано преимущественно посредством жестов, тем не менее в лицах проведено явственное различие между типами молодых и старцев, добрых и злых, мудрых и неразумных; свет и тени почти так же тщательно распределены не только на драпировках, но и на лицах посредством белых бликов.
В Кёльнском соборе 15 верхних окон хора принадлежат к самым великолепным и наиболее чистым по стилю произведениям первой четверти XIV столетия.
На семи боковых окнах, с каждой стороны, ниже ковровых узоров представлен двойной ряд иудейских царей, стоящих под балдахинами в традиционной стильной позе, с заметно свешивающимися вперед ступнями ног. Среднее окно, изображающее Поклонение волхвов, по стильности поз и роскоши колорита уступает лишь такому же изображению на среднем окне находящейся внизу капеллы «трёх царей».
Рассмотрите витражи разных эпох, а также мозаичные шедевры конца 19 века под ногами:
Наиболее замечательно нижнерейнское литое бронзовое произведение конца XIV века (едва ли оно принадлежит, как полагали, XV столетию) — красивый надгробный памятник архиепископу Конраду фон Гохштадену в Кёльнском соборе. Эта великолепная лежачая фигура драпирована спокойно и просто; голова поражает портретным сходством.
Загляните в сокровищницу Кёльнского собора, хоть виртуально.