Дюрер в Аахене

Дневник Дюрера читала (и перечитывала) с большим историческим интересом, как любой (и наш тоже) дневник - ценный источник информации для историков. А если они про путешествия, это уже почти блогерство, чем мы все сейчас почти тут занимаемся.

В начале августа Дюрер дал мне повод самой отправиться в поездку - в Аахен, на выставку "Здесь был Дюрер. Поездка, ставшая легендой" ("Dürer war hier. Eine Reise wird Legende") в музее Сюрмонда-Людвига (Suermondt-Ludwig-Museum - прекрасный во всех отношениях музей в прекрасном Аахене) - ближе познакомиться с творчеством великого Альбрехта Дюрера в контексте его путешествия в Нидерланды и Рейнланд.

Альбрехт Дюрер два раза побывал в Аахене: в октябре 1520-го, по случаю коронации Карла V, и в июле 1521-го, возвращаясь в родной Нюрнберг. В Аахене эти два посещения великого художника 500-летней давности послужили поводом к тому, чтобы организовать выставку, посвященную Дюреру и его путешествию. Экспозицию готовили на 2020 год, но пришлось отложить на год (что это по сравнению с пятью веками!) На 2021 год приходится и другая значимая дата: 550-летие великого художника. Экспозицию поделили на три части: первый раздел повествует о самом путешествии, второй концентрируется на созданных во время поездки и пребывания в Нидерландах работах, а третий посвящен тому, как искусство Дюрера воспринималось и копировалось другими художниками.

Рекомендую!

На выставке, которая отсюда отправится в Лондон, представлены 190 экспонатов: из них половина - работы различных мастеров, связанные с тематикой экспозиции, а другая половина - картины, гравюры и рисунки самого Дюрера, а также отдельные листки из его дневника". Радуюсь этой поездке и хочу обрадовать тех, кто не знает, чем заняться, но хочет приобщиться к истории и живописи.

"Как часто, кроме того, пытались служанки стереть старательно написанную им паутину! "
- о мастерстве Дюрера в «Книжечке в похвалу Германии» -
Кристоф Шейрль (1508)

Аахен у Дюрера - Ах!

"В Ахе я видел колонны из зеленого и красного порфира и гранита правильных пропорций, с красивыми капителями, которые Карл повелел привезти из Рима и установить здесь. И они действительно сделаны в соответствии с указаниями Витрувия. [...] Отдал 2 штюбера за мягкий точильный камень. Также истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов. Я разменял 1 гульден на еду. Я дал 2 вейспфеннига сторожу, который провел меня в зал. Я пропил с приятелями и истратил на купанье 5 вейспфеннигов. Проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в [таверне] «Зеркало». [...] Я видел руку императора Генриха, рубашку и пояс богоматери и другие реликвии. Я изобразил церковь нашей Богоматери с ее окружением. [...] Я истратил 3 вейспфеннига на купанье. Я заплатил 8 вейспфеннигов за буйволовый рог, также 2 вейспфеннига за пояс. Также отдал 1 филипповский гульден за алый нагрудный платок. 6 пфеннигов за бумагу. Я разменял на расходы 1 гульден. Отдал 2 вейспфеннига за стирку.

Также в 23 день октября в Ахе короновали короля Карла, и я видел все чудесные драгоценности – таких драгоценных вещей не видел никто из живущих среди нас. Как потом все это было описано".

Этой короной (рисунок Дюрера, который должен был, кстати заметить, стать ювелиром) короновали в Аахене - “чудесные драгоценности – таких драгоценных вещей не видел никто из живущих среди нас”.

Этой короной (рисунок Дюрера, который должен был, кстати заметить, стать ювелиром) короновали в Аахене - “чудесные драгоценности – таких драгоценных вещей не видел никто из живущих среди нас”.

На выставке в Аахене нельзя было фотографировать. И я ощутила (немного расстроившись), что значит для меня фотографирование - это моя память и моё периферийное зрение! За два часа можно насмотреться до головокружения (именно так у меня сегодня было!) и забыть почти всё(( я вышла из музея с мыслью, что больше всего меня тронула ваза с ландышами, помню, что было много деталей (письма и книги), а дальше - провал! Вернулась домой и нашла гравюру: это Эразм Роттердамский был. Я обрезала картинку для иллюстрации: тут помню, тут не помню.

Эразм Роттердамский про Альбрехта Дюрера: “…Чего только не может он выразить в одном цвете – то есть черными штрихами. Тень, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только он не изображает, даже то, что невозможно изобразить: огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос.”

Поискала про эту работу и нашла вот такое: Эразм просил Дюрера изобразить себя, Дюрер (судя по результату) "отделался", не вложил симпатии к (разочаровавшему его?) человеку. Эразму Роттердамскому же эта гравюра не понравилась: "Не похож!"


"Способный и опытный художник даже в грубой мужицкой фигуре и в малых вещах может показать свою великую силу и искусство лучше, чем иной в большом произведении".

"Суть вещей позволяет постигнуть жизнь и природу. Поэтому присматривайся к ним внимательно, следуй за ними... Поистине искусство заключено в природе, кто умеет обнаружить его, тот владеет им..."

(с) Дюрер

500 лет назад художник вёл трэвелог. Очень трогательно: я этот дневник внимательно читала (люблю читать дневники, каюсь)), а теперь и выставку - как иллюстрацию - смогла посетить, своими глазами убедиться, так сказать. В наше время - не само собой разумеющееся.

Так вот, в дневнике Дюрера 500 летней давности нашлась такая вот - актуальная, я считаю - пламенная молитва его (до того он довольно рационально всё записывал-перечислял), связанная с тем, что до него дошли слухи об аресте Мартина Лютера.

"...Созови снова воедино овец своей паствы, коих часть еще можно найти в римской церкви, вместе с индийцами, московитами, русскими и греками, разделенными из-за насилия и алчности пап посредством сияния ложной святости. О боже, освободи твой бедный народ, теснимый великим насилием и законом, которому никто не подчиняется охотно, ибо приходится постоянно грешить против своей совести и преступать ее веления. О боже, ты никогда не обременял так человеческими законами ни один народ, как нас бедных под римским престолом, нас, свободных христиан, спасенных твоей кровью. О всевышний небесный отец, влей в наши сердца через твоего сына Иисуса Христа такой свет, чтобы мы поняли, каких заповедей нам следует держаться, чтобы мы отказались от прочих тягот со свободною совестью и могли служить тебе, превечный небесный отец, со свободным и радостным сердцем. И если мы потеряем этого человека, который писал яснее, чем кто бы то ни было из живших в последние сто сорок лет, и которому ты дал такой евангелический дух, мы просим тебя, о небесный отец, чтобы ты вновь даровал свой святой дух другому, который бы еще раз собрал отовсюду твою святую христианскую церковь, дабы мы жили все опять добродетельно и по-христиански и чтобы благодаря нашим хорошим делам все неверные, как-то: турки, язычники, калькутцы, сами захотели бы к нам и приняли бы христианскую веру".

(!неожиданно!)

Друг написал эпитафию на могиле Дюрера (коротко и, может быть, даже не сильно преувеличил):

"Верность, любовь, чистота, простота, добродетель и вера, разум, искусство, талант скрылись под этим холмом"
(Перевод С. Ошерова)