Градоведение. Интересное мне.
/Город – это комплекс, в нём "спрессованы столетия, эпохи, судьбы" и сосуществуют целые миры. Выступая самодостаточным целым (о, это точь-в-точь про Дюссельдорф!), город имеет свой набор ценностей, свою шкалу их измерения и несколько "смыслоёмких доминант": Храм, Парк, Музей, Театр, Университет (их перечисление дано не по степени той или иной значимости и достопримечательности, а по степени их общего распространения - храмов и парков в мире больше, чем театров и университетов!).
Вот что рассказывает Голубков С.А. (Самарский университет):
"Не в каждом городе (особенно в малых городских поселениях) есть театр, а тем более высшее учебное заведение, но в каждом непременно будет церковь, какой нибудь старинный городской сад, местный музей. Соотношение этих доминант, их длящийся веками продуктивный диалог между собой придают каждому городу «лица необщего выражение».
Но, кроме этого, есть еще специфические маркеры городского пространства, позволяющие дифференцировать города по их административному, экономическому, историко-культурному, сакральному статусу:
- столица;
- портовой город;
- моногород при заводе или руднике;
- город с былой многовековой славой, ставший ныне музеем, туристической Меккой;
- город, приобретший сакральный смысл и превратившийся в место паломничества богомольцев.
К таким маркерам можно отнести соотношение вертикальных и горизонтальных линий в общем силуэте города; геометрические элементы городской планировки (например, московские «кольца», стягивающие, собирающие вокруг себя пригороды, соседние губернии; петербургские прямолинейные проспекты, выводящие вовне – к балтийским водам, к европейским горизонтам и т.д.); значимая оппозиция тесноты и простора; приметы опасности, таящиеся в городских пространствах; наконец, своеобразное «минус пространство», намекающее на утраты целых сегментов городской среды (снесенные здания, исчезнувшие улицы, переулки, площади)."
А так как мне приходится сейчас раздумывать об аудио-гиде, то особый отклик у меня нашло и такое замечание:
"Городской пространство постоянно напоминает о себе разнообразными звуками. «Набор» таких звуков – по сути, тоже вполне конкретный маркер пространства. Пароходные гудки, удар причального колокола, крики речных чаек... Или другое – звуки вокзала, рыночной площади, заполненного машинами шоссе. Тревожные сирены пожарных ... машин, «Скорой помощи». Шелест троллейбуса... Говор толпы... Звоночек маленького велосипедиста... Из всех этих разнородных элементов складывается звуковой образ города. Этот образ не абстрактен, он исторически узнаваем, он отражает ту или иную эпоху."
*Почитать: В «Арабесках» Андрея Белого зарисовки (написаны в 1907 году), выполненные в экспрессионистской манере, – «Город» и «Радужный город».
«Город» - беспредельно сгущены мрачные краски. «Радужный город» - гимн тем, кто преодолел «вязкую глину повседневной жизни», «тиски гранитной скуки» [1, c. 345].
Люди, «нашедшие свою душу», по мысли А. Белого, «любят город новой любовью, любовью победивших» [1, c. 346].
«И город превращается в сплошное обетование для победивших соблазн» [1, c. 348].
«Город – химера, город – чудовище, пока не сумеешь его попирать. Город – мост к будущему. Он – радуга, перекинутая от земли к небу, от того, что есть, к тому, что должно быть» [1, c. 348].