Учебник градоведения. Город и его цветовая палитра.
/"На протяжении всей истории городской жизни мы используем цвет для социальной маркировки городского пространства. В процессе урбанизации происходит не только интенсивный территориальный рост городов, но и уплотнение их существующей застройки. При этом в проектировании вновь возводимых зданий используются многообразные композиционные принципы и приёмы, а также богатая цветовая палитра."
"Новые здания соседствуют с историческими, создавая соотношения исторической и новой застройки. Горожане не могут избавиться от существующей архитектуры. Однако они могут использовать этот накопившийся архитектурный материал как основу для выражения новых идей с помощью цвета."
Жилой дом в одном (не самом благополучном) районе Дюссельдорфа. Стоит впритык к католической церкви Св. Елизаветы и Св. Винценца.
Церковь построена столетие назад, во времена, когда был распространён стиль модерн. Давно заметила и рассказываю, что в Дюссельдорфе "Народ творчески самовыражается на воротах и в выборе яркого цвета для фасада"...
"В современном городе цвет доступен и очень информативен, а потому активно используется жителями для «самопрезентации» и «управления впечатлением», которое, по мнению И.Гоффмана, они хотят производить на окружающих. Люди выбирают цвет своих домов, заборов, растений, которые они выращивают на своих клумбах и балконах."
Я выбираю белый с вкраплениями :-)
"Однако наряду с индивидуальными, в цветовом поле города действуют коллективные факторы, которые оказывают на его цветовые качества гораздо более существенное влияние и с помощью цвета «редактируют города». Они могут наносить на городской ландшафт геометрические или сильно стилизованные фигурные узоры, которые Г.Мина предлагает называть «цветовыми созвездиями» и «суперфигурами». По принципам своего создания, наделения цветовые образы здесь невозможно распознать с земли, с позиции простого горожанина.
Они выросли до размеров «градостроительной живописи» (или понимаемой как вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов с помощью красок и цветных материалов). Цвет в быстрорастущих городах становится важным социальным средством - ресурсом джентрификации. Термин «джентрификация» (от англ. «gentry» – «нетитулованное, мелкопоместное дворянство») был предложен Р.Гласс для обозначения процессов преобразования заброшенных, запущенных городских территорий в эксклюзивные городские районы путем изменения их непривлекательного образа при помощи различных культурных мероприятий.
Как вам такой "цветной десант" в Дюссельдорфском порту?
Изучение процессов джентрификации приобрело особую популярность в Европе в 1980-х годах в связи с процессами ревитализации городов. Однако несмотря на то, что применение цвета для повышения статуса квартала, района или целого населённого пункта отмечено в истории колористики города неоднократно, до сих пор нет ни одного исследования, посвящённого анализу цветового проектирования городского пространства как одного из ресурсов джентрификации.
*** Наиболее интересный материал для изучения джентрификации представляют собой проекты первых десятилетий ХХ века, предложенные Б. Таутом, Ле Корбюзье, В. Гропиусом, М. Вагнером, Э. Майем, О. Хэслером, А. Гиакометти и др. на территории Германии, Франции, Швейцарии и других европейских государств, где, в отличие от предыдущих проектов цветовой организации пространства архитекторы рассматривали цвет не как художественное средство, а скорее как средство социальное – как способ улучшения жизни простых людей."*
А вот о примере улучшения жизни простых людей в Дюссельдорфе при помощи цвета прочитайте в рассказе про "Цветную лихорадку"...
- *текст: по материалам альманаха, автор Ю.А. Грибер, Смоленск
- фото-примеры из Дюссельдорфа - мои :-)