Искусство в XX веке и накануне его. Неоготика, эклектизм и прочие стили.
/Bсё началось с возрождения готики, которая к середине XIX века стала доминировать в архитектуре и дизайне, это течение возврата к средневековью - художники в своих работах превозносили "искренность выражения", присущую, по их мнению, готическому стилю тринадцатого века. Не случайно в Кёльне вернулись к возведению собора, "заброшенной" стройки XIII века.
Одновременно с этим появлением интереса к средневековой культуры начали предприниматься попытки реставрации оригиналов средневекового стекла. Не меньшей популярностью пользовались составлявшие неотъемлемую часть средневековой культуры секреты ремесленников, витражистов. кузнецов, иллюстраторов, переплётчиков, ткачей, ковроделов, мебельщиков. Проходивший под знаком подобного историцизма XIX век стал свидетелем сознательного возрождения прикладных искусств с упором на поверхностное декорирование.
Распространилась мода на хобби и домашнее ремесло, что в немалой степени способствовало развитию любительского искусства.
Эти перемены послужили основой для последующего развития дизайна и возникновения Движения искусств и ремёсел и Арт Нуво. В свою очередь, художники Арт Нуво сосредоточились на экзотическом мире воображения и мистических творениях природы. Их эксклюзивный стиль получил широкое распространение благодаря международным выставкам, журналам и развитию туризма.
Сначала и параллельно с другими средневековыми и готическими ремёслами проходило возрождение готического витража - это стало первоначальным импульсом для развития неоготического стиля. Образовался зажиточный класс, представители которого могли позволить украсить цветными витражами свои дома и к концу века витражное стеклоделие полностью интегрировалось в общественную и частную архитектуру и декор.
Художники перенимали свойственные готическому стилю «навороченные» элементы, придаватя декоративным узорам тринадцатого века свой авторский облик и уделяя отдельное внимание отработке декоративных мотивов (забутовке), заполняющих фон и поля работы, накладывали линии переплётов и подбирали цвета, воспроизводя красоту простых оттенков средневекового стекла - всё это сначала "на бумаге", затем картоны-эскизы передавались мастерам в производственный цех для «остекленения».
Возвратив средневековое витражное искусство к жизни, художники начали отходить от готической модели. Те, кого привлекали новейшие стили, стали использовать витражи для выражения общей эстетики дизайна.
В последнее десятилетие 19 века дизайнеры старались объединить все декоративные искусства в одно гармоническое целое, так называемое Gesamtkunstwerk, или «абсолютное произведение искусства». Архитекторы взялись лично проектировать все элементы построек от стен и крыши, от дверей до обстановки, витражей, обоев осветительных приборов, драпировок, ковров, столового серебра, фарфора, канцелярских принадлежностей и даже вечерних туалетов хозяйки дома.
Влечение к всесторонней гармонии было вызвано влиянием японского искусства и культуры. Примечательно, что эклектизм, вырванный из жизни возрождением старинных форм орнамента – такие как средневековые и кельтские плоские узоры, - проложил в Европе (сначала преимущественно в Англии) дорогу к позитивному восприятию японской эстетики и стал ступенькой к развитию нового художественного стиля.
Так дизайнеры приступили к проектированию мебели, тканей, обоев, витражей и других предметов, стиль которых уже почти не зависел от готической модели.
И расцвёл стиль Арт Нуво (другое название этого стиля - Модерн), захлестнувший мир потоками международных выставок, публикаций и иллюстраций в популярных журналах, таких как лондонский «Студио», мюнхенский «Югенд», берлинский «Пан», чикагский «Лубок», венский «Вер Сакрум», брюссельский «Искусство модерна» и парижский «Искусство и декор».
На рубеже XIX-XX веков господствовала идеология Движения искусств и ремёсел, достигнув пика между 1890 и 1910 годами. К началу 1920-х многочисленные художественные колонии и гильдии, талантливые дизайнеры стали активно использовать механизацию, отвергать академизм и ратовать за демократичную народность, основанную на простоте и абстракции.
Провозглашался принцип комплексной архитектуры – гармонии здания, обстановки и пейзажа – уделив особое внимание красоте материала.
В первой половине XX века сошли на нет Арт Нуво и Движение искусств и ремёсел, их место заняли дадаизм и Арт Деко, расцвели сюрреализм и пуризм, зародился международный стиль. А по мере того как во всем мире ушел в прошлое стиль Движения искусств и ремесел, в Германии появился Баухауз и стал центром, где молодые художники и дизайнеры преподавали множество дисциплин. В том числе и витражное дело.
Курс витражного мастерства Баухауза прожил недолго: возглавляемый сначала Паулем Клее, а затем Йозефом Альберсом, он был исключен из учебного плана в 1933 году. Витражный абстракционизм - в 1920-е и 1930-е годы лидерами витражного дела стали художники группы Йохана Торна Приккера -
датчанин по национальности, он преподавал в ряде германских академий и принадлежал изначально к движению символистов, променял затем живопись на дизайн, работая сначала в кубистской манере, примкнув позже к экспрессионистам. Умер Торн Приккер в 1932 году.
После первой мировой войны весь мир захлестнула волна строительства. Реконструкция и оживление экономики были невозможны без крупных строительных программ, что в конечном счете привело к стремительному росту числа заказов на витражное стекло как религиозной, так и светской тематики.
Необходимые работы по реставрации поврежденных и замене выбитых окон соборов поручались таким художникам, как Анри Матисс, Жорж Руо, Марк Шагал и Фернан Леже. Это стимулировало преемственность традиций витражного стекла и воскресили мастерские в некоторых городах, где были крупные соборы, в частности в Реймсе и Шартре.
По материалам, прочитанным на сайте www.vitrage-art.ru