Из немецкого "блога" 14 века. Продолжение
/Итак, продолжаю о странностях 14 века. Заметки летописца. Сегодня рассмотрим 1374 год. О катаклизмах в записи №96. И печальное пение ... петухов и кур. Блоггер фантазирует (или это ошибка перевода)?
В год 1374, четверг перед Великим постом, тогда был сильный паводок на земле, и с водой пришла большая беда, так что Рейн и Лан поднялись выше своих берегов на более чем двадцать шесть футов. Паводок случился из-за обилия выпавшего снега; он таял очень быстро. То был самый большой снегопад, какой только мог случиться за сотню лет до того. Паводок же длился более чем пять дней и ночей, то прибывая, то убывая. Среди людей воцарилась печаль, и птицы в домах, петухи и курицы также пели печально. Лан перед Лимбургом, опрокинул все сады, разлился повсюду, также залил некоторые «рамы» [для отбеливания] с одеждой, и снес верхнюю мельницу на берегу; Лан снес также сукновальню и дубильню, и мост к Дицу, который был деревянным. Всё [это] было унесено [рекой]. Еще до этого было половодье – на двенадцатый день после Рождества. Но то наводнение несравнимо с этим, ибо это было куда сильнее.
Запись №97. Флешмоб, или на что это похоже? Хиппи-фестиваль молодёжи?
В год 1374, в день летнего солнцестояния, тогда приключилась удивительная вещь на земле, в особенности в немецких землях по Рейну и Мозелю. Люди пускались танцевать и бегать [в безумстве], становились двое против одного и так танцевали на одном месте полдня (*Пляска св. Витта*). В танце же они часто падали на землю и позволяли ступать ногами по их телу; полагая, что они от этого исцелятся. Они шли из одного города в другой, из одной церкви в другую, получали деньги от людей, если им давали. И было таких так много, так что в городе Кёльне танцующих нашлось более чем пятьсот. И считалось, что это обман и ересь, и происходит [только] ради денег, чтобы часть из них, мужчины и женщины, могли жить в распутстве и так существовать. И считалось, что в Кельне более чем сотня дам и служанок, которые не имели мужей, понесли [плод] во время танцев. Когда они танцевали, то туго утягивали они своё туловище, чтобы казаться стройней. Об этом некоторые знатоки, в особенности добрые врачи говорили, что часть танцевала из-за своей пылкой природы, и по другим болезненным причинам. Но таких, с которыми так происходило, было немного. Знатоки Святого Писания изгоняли заклятьями часть танцующих и считали, что в них вселился злой враг [рода человеческого]. И так это обманчиво завершилось. А продлилось это в этой земле добрых шестнадцать недель или около того. Вышеназванные танцующие, как мужчины, так и женщины, делали вид, будто не могли смотреть на красную одежду. Но все это было обманом и, как мне кажется, это было предвестием Антихриста.
Вот такие мнения современников, включая своё собственное. Хронист в следующей записи (№98) зачем-то приводит слова фривольной песенки.
"В это время люди пели и насвистывали такую песню: Опрятную и чистоплотную, Знаю я весьма миловидную даму, Каковая хорошо воспитана. Я хотел, чтобы она это (мнение) знала, Чистая, нежная".
Заметим, как поживает один каноник. О канониках следует знать, что это "почти монахи", но не дававшие обета безбрачия, владетельные и знатные (чаще всего) люди. Со слугами, достатком и "всеми удобствами" живущие при аббатствах, где они "в рабочем порядке"посвящают основную часть своего времени молитвам и богослужениям. А об одном кёльском канонике - интересно особенно, так как он заложил крепость, что так мила и граничит с Дюссельдорфом - Цонс!.. Вот что записано под №99.
"В год 1374, тогда господин Фридрих фон Саарверден, каноник Кёльна, стал архиепископом там же в Кёльне. Он прекрасно управлял митрополией в Кёльне и вынужден был весьма много ссориться с вестфальцами, пока с ними не нашёл решения. Также он был крупным и статным [как и подобает] для князя. Он содержал прекрасный двор и окружение как подобает княжескому статусу".
Записи ведутся, судя по "перескокам" через годы, несколько позже (воспоминания?) и, может, оттого не совсем точна датировка (Кёльнские ежегодники помещают следующее событие в 1381 год, а не 1378-ом, как подсчитано тут по годам правления) - но голову гафу отрубили, точно.
"Во время правления этого епископа, в четвертый год его епископата, случилось так, что на Святое Рождество Христово в его присутствии в зале в Годесберге бургграф [замка] Райнек заколол некоего свободного [мужа], одного уважаемого, храброго рыцаря, которого звали господин Рулеманн фон Зинциг. Бургграф был схвачен, был им [архиепископом Фридрихом] осужден, и его [бургграфа] голова была отрублена".
И, судя по этому "уточнению" - довольно "нехорошему" инциденту, такое могло служить примером "прекрасного управления". И - между делом - опять "эстрадно-шлягерное" того года (под №101):
"Тогда пели и насвистывали такую песню: «Как мне может быть хорошо в трауре? В моем сердце-цветет, как будто в долине. Помни об этом, Моя любовь, и не колеблись»".
И далее, даже про одного францисканского монаха-барда автора песен (специальная заметка №108) с высочайшей оценкой его творчества.
"В то же время, пять или шесть лет до этого, тогда жил на Майне некий монах ордена босоногих, который был выдворен из общества людей и был нечист (*то есть: прокаженный. Прокаженного сторонились все горожане, поэтому он должен был ходить с колотушкой, предупреждая так тех, кто был поблизости, о своем появлении*).
Он написал лучшие песни и хороводы в мире по ритму и мелодии, так что никто не мог с ним сравниться по всему Рейну или в этих землях. И что он пел, то пел с удовольствием весь народ, и все мастера, свирельщики и другие артисты подхватывали песни и стихи. Так пел он такую песню:
В жизни у меня всё исчерпалось, Меня под руки выводят за ворота Неверность чую я теперь Во все времена
Далее он пел: Май, май, май, Твое прелестное время, Каждому даешь радость, Но не мне Почему?
Далее он пел: «Неверность со мной поигралась» и т.д.
Он создал много песен и напевов, и все их было приятно слушать".