О зелёном платье бронзовых скульптур.
/Из "Путешествий по комнате"
"...Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
Сто тысяч ПОЧЕМУ"
- Р. Киплинг (перевод Маршака).
... "почему до нашего времени сохранилось немало бронзовых статуй?
"зелёное платье, в которое они оделись, в течение веков защищало их от окисления"
- Михаил Ильин (Рассказы о вещах или Путешествие по комнате).
Я опять про (кастрюли - зачёркнуто) памятники. Бывает ли жёлтая медь? - спрашивается в книге. А зелёная медь? А белая бронза? - спрашиваю уже я. В средневековых источниках медь бывает разная - и её сплавы называются по цвету:
красная медь (некрасной меди и не бывает),
жёлтая медь - латунь;
зелёная медь - бронза,
белая медь (или белая бронза) - светлые сплавы.
"Заговорившись о железе, стали и чугуне, мы совсем позабыли о медных кастрюлях. Одни кастрюли сделаны из красной меди. Можно было бы просто сказать - из меди, потому что другой, не красной, меди не бывает. Часто говорят еще о жёлтой меди. Но жёлтая медь это совсем не медь, а латунь - сплав меди с цинком, та самая латунь, из которой делают дверные ручки. В латуни меди всего половина, во всяком случае не больше двух третей. Чем больше в латуни цинка, тем она светлее. Если цинка больше половины, латунь делается почти белой. Вот, значит, простой способ по цвету определить, много ли в латуни цинка.
... Железо ржавеет насквозь. А медь ржавеет, или, как говорят, окисляется, только с поверхности. Появившийся на поверхности налет сам защищает медь от разрушения, словно слой краски. Вот почему до нашего времени сохранилось немало бронзовых статуй; зелёное платье, в которое они оделись, в течение веков защищало их от окисления".