Вена, разглядываю искусство

"Везде успевает тот, кто никуда не торопится", - говорил Булгаковский Филипп Филиппыч Преображенский.

Успевать, не торопясь - это "круто", да?

Хочу рассказать о поездке в Вену (я иногда покидаю Дюссельдорф добровольно))) и сделаю это в двух частях. Так как у меня было две составляющих: эстетико-познавательная и кулинарно-наслаждающая.

Итак: эстетика венского модерна и познавательное.

Отто Вагнер - имя №1. Для рассмотрения шедевров этого архитектора мы сели на метротрам №6 (построенному по проекту Отто Вагнера) и доехали до конечной станции Хюттельдорф района Пенцинг (родина Отто Вагнера). Дом красивый по дороге видели - это Вилла доктора Ладислава Войцика (Villa Vojcsik, Linzerstraße, 375) нам случайно встретилась, но не сфотографировалась (были рассеяны) - построена1901-02 архитектором Отто Щёнталем (Otto Schönthal 1878-1961), талантливым учеником Отто Вагнера, некоторое время работавшим у своего учителя (и это дом семьи домашнего врача семьи Отто Вагнера))). 

Фото из википедии (с информацией на немецком) - но именно таким мы этот дом увидели, приметили и отметили "направление" цветового "вагнеровского" решения.

Фото из википедии (с информацией на немецком) - но именно таким мы этот дом увидели, приметили и отметили "направление" цветового "вагнеровского" решения.

Особенности архитектуры Отто Вагнера этого периода, как пишут в архитектурных кругах  — стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма — белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. А вот для своих домов ему подошёл синий и голубой. Традиционная вагнеровская деталь — тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра — была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Наиболее заметные постройки такого стиля у Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана - подобие метро, наземный вариант.

Вот пример оформления. Общественному транспорту Вены повезло с транспортом и его оформителями уже 100 лет назад.

В 1904—1907 годах построена церковь Am Steinhof и госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital) в 1906—1910-е годы.

Имя скульптора ангелов Отмар Шимковиц (Othmar Schimkowitz, 1864-1947). Там же на витражах Коломана Мозера (мы их эскизы видели потом и в музее*) Семь деяний милосердия:

  • Накормить голодного.
  • Напоить жаждущего.
  • Дать приют страннику.
  • Одеть нагого.
  • Посетить больного.
  • Посетить заключённого в темницу.
  • Похоронить мёртвого.
Милосердие - это очень важно!

Милосердие - это очень важно!


Знаете ли, братья Стругацкие определяли собственный стиль, как «реалистическая фантастика» или «фантастический реализм»? А художественное направление в австрийском искусстве второй половины XX века известно как «Венская школа фантастического реализма» и носившее ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающееся к "вневременным и вечным темам, исследованиям потаённых уголков человеческой души и ориентированное на традиции немецкого Возрождения"(цитирую - слова не мои, а про душу и её уголки, а также немецкое Возрождение мне очень интересны).

Представителями называют Э. Фукса, Р. Хауснера. Так вот, тот австрийский художник Эрнст Фукс (1930-2015), которого другие справочники называют представителем сюрреализма, жил одно время в вилле, построенной главным архитектором венского модерна и сецессиона, Отто Вагнером. В погожий (!) субботний апрельский день мы отправились, смотреть отто-вагнеровское наследие, но при этом приблизительно ознакомились с эрнсто-фуксовской архитектурой и скульптурой.

Скептичное настроение? фантастично, хоть и реально...

Скептичное настроение? фантастично, хоть и реально...

Вот что увидели (словами, всё равно, не описать, ибо фантастично, хоть и реально) - среди холмов и горок, поросших лесом и застроенных дачными и окраинно-городскими домами.

На фото выше - Вилла Вагнера 1 (там внутри здания - музей Фукса, вход за 11 евро), территория и "грот" в свободном доступе в часы работы музея. А вот соседняя Вилла Вагнера 2 - частный дом, можно только через забор на дверь глянуть - на первом фото.

На территории виллы 1 - так называемый "тысячелетний дуб" (или его останки).

А рядом - фонтан (и грот?), посвящённые этому дубу...

Что нам стало ещё известно:

Родился в Вене в семье ортодоксального еврея, в юном возрасте испытал все тяготы немецкого концлагеря, и только какое-то "счастливое стечение обстоятельств" спасло художника от смерти. В 1945 году он поступил в Академию художеств в Вене, где занимался под руководством Л. П. Гютерсло. Главная тема творчества Фукса этого периода - тема Апокалипсиса. Смерть во всех ипостасях постоянно присутствует в его работах, отмеченных печатью страха.

В 1948 г. художник вместе с друзьями выступил основателем «Венской школы фантастического реализма». С1950 г. Фукс жил в Париже. Этот период отмечен тяготением к маньеризму, обращением к католической иконографии, увлечением Ницше, Фрейда. Он пишет «Херувимский цикл», созвучный по своей художественной манере искусству старых мастеров: Грюневальда, Ван Эйка. С 1952 г. Фукс много путешествовал, жил в бенедиктинском монастыре на горе Сион, где создал удивительные по силе религиозно-мистического духа картины.

В 1962 г. художник открыл в Вене галерею, ставшую центром приверженцев фантастического реализма. Фукс плодотворно работает в разных областях искусства: скульптура, монументальные фрески, театральные декорации, дизайн мебели и ювелирных украшений.

1962 — Возвращается в Вену, где обретает всеобщее признание. Эрнст Фукс открывает новую галерею Фантастического реализма, популярную среди адептов и любителей стиля.
1966 — Фукс пишет «Небесная архитектура».
1970 — Создаёт скульптурные произведения, используя бронзу, гранит, синтетические смолы, серебро.
В 1972 году в Вене Эрнст Фукс покупает «Виллу Вагнер», построенную знаменитым архитектором XIX века Отто Вагнером, полностью реконструирует и переоформляет её.

Другие имена (замечу): Эрнст Бруцек, Ханно Карлхубер, Райнер Штерн, Даниель Фридеманн Фукс (автор данного оформления двери), Йохан Кальвус, Зигрид Непелиус — представители этой школы.

Это фахверковая постройка при вилле Отто Вагнера, которой владел Эрнст Фукс, основавший «Венскую школу фантастического реализма».

А там внутри...

И рядом - тоже творения сына Э.Фукса, Даниеля Фридеманна Фукса.

Фукс дружил с Хундертвассером, идеалами искусства и красоты для которого были: использование целой палитры красок, отсутствие прямых линий, много зелени и многоплановость. Пёстрые фасады, разные по величине и форме окна, мозаика и орнаменты из цветных глазурованных поиток. Хундертвассер, именем которого назван дом, не принял гонорара за проект после завершения строительства, заявив, что счастлив, что на этом месте "не было построено что-нибудь уродливое".

Напротив (ул. Kegelgasse 37-39, A-1030 Wien) в 1990—1991 годах реализована так называемая «Деревня Хундертвассера» (нем. Hundertwasser Village) — торгово-выставочный закоулочный городок, где есть кафе-бар, сувенирные лавочки и специальный стильный общественный туалет.

Лёвенгассе, 47 - буквально в двух минутах от дома Хундертвассера - историзм с элементами модерна (но и немного боз-ар). Здание построено в 1909 году (скажем, "время Вагнера"), нам понравилось.

В 1989—1991 годах приблизительно в 400 метрах севернее был выстроен по проекту Хундертвассера аналогичный по оформлению Дом искусств — галерея Кунстхаус (нем. KunstHausWien). Адрес: Untere Weißgerberstraße 13, A-1030 Wien (туда надо в следующий раз заглянуть).

После 1988 года по дизайну Хундертвассера оформлены фасад и дымовая труба теплоэлектроцентрали Шпиттелау в Вене, где сжигаются сортированные бытовые отходы - удачный пример гармоничного сочетания современных технологий, экологии и искусства?


*В музее Леопольда экспонируются полотна, графики и объекты искусства IXX и XX веков, среди них работы Климта и ценные изделия прикладного искусства и оригинальная мебель югендстиль и «Венских мастерских» - из-за этого, собственно, мы туда и отправились.

Нам "улыбнулся" стул Йозефа марии ольбриха (которого мы хорошо знаем и помним в Дюссельдорфе!).

Нам "улыбнулся" стул Йозефа марии ольбриха (которого мы хорошо знаем и помним в Дюссельдорфе!).

Картина понравилась - очень объёмная и солнечная - "Лето в саду" (Sommer im Garten, Znaim, приблизительно 1893 © Leopold Privatsammlung) Теодора фон Хёрманна

Тут мы воскликнули, что никакая репродукция не..." и сфотографировали :-)

Там ещё - на нашу радость (после "непонятых" работ Эгона Шиле, он "после смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии") - проходила выставка двух авторов "Carl Spitzweg - Erwin Wurm".

Про нашего современника Эрвина Вурма (Erwin Wurm) - его называют художником-хулиганом - есть в википедии, а мы зашли в его необычный дом, длина которого 16, а ширина всего 1 метр (вместо положенных 10!), очень отстроумно всё в деталях, которые заужены также в разы.

Дом художника-хулигана уместился в зал музея Леопольда в Вене (и в нашу программу посещения венских музеев).

Дом художника-хулигана уместился в зал музея Леопольда в Вене (и в нашу программу посещения венских музеев).

А вот Карл Шпицвег (Carl Spitzweg, 1808 - 1885) - немецкий художник, лидер живописи бидермейера.
Родился в Мюнхене 5 февраля 1808 году. Его отец был богатым мюнхенским торговцем овощами, по воле которого он сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета - дипломированным провизором. С детства он увлечённо рисовал, копировал картины старых мастеров (а мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины).

Работал рисовальщиком и иллюстратором для сатирических журналов, например для «Летящих листьев» («Fliegende Blätter»). Его небольшие по формату картины ироничны в изображении городской идиллии, жизни мелкого бюргера и "указывают на большой талант наблюдателя особенностей человеческой натуры, имеют ясную композицию и отображение игры света и тени, как и у голландских жанровых художников XVII века" (художник-самоучка изучал их в мюнхенской Старой пинакотеке). Творческое наследие этого мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков. И в них - пейзажи, города, маленькие люди разных профессий, средний класс: живописец Карл Шпицвег покоряет светлой идиллией в картинах, вглядевшись в которую можно увидеть глубоко: зияющую бездну. Всех впечатляет его «Бедный поэт» (1839, хранится в Мюнхене, в Новой пинакотеке).

Моя спутница считает: "Жаль, что я не знала раньше этого художника. И это одно из значительных (для меня) приобретений Вены 17!" Вернулась и углублённо поискала информацию про этого забавного немца из Мюнхена. Оказывается, про его жизнь недавно был написан роман! "Его картины - наркотик", они "грустные и большие" - говорится в фильме (на немецком)...

Вот такое (нежданно-негаданное) милое открытие - там есть очень хорошее описание творчества и жизни Шпитцвега (на русском). Закончу цитатой:

"...случилось так, что дан был ему талант. Не глобальный гений, но маленький уютный талант, обаятельный добродушный дар видеть жизнь в её прелести, а, главное, находить эту прелесть там, где больше никому её искать бы в голову не пришло..."


Это не всё!

Ещё был у меня поход на день (8 часов, я могу) в художественный музей, но про него уже точно надо отдельно (и, может быть, даже не в одной заметке всё)))

А ещё про церковь Вагнера не уместить сюда все элементы декора.

И про музей прикладного искусства - и там, конечно, красивые вещи, модерн и венские стулья!

Обо всём этом напишу отдельно.