В соборе Антверпенской Богоматери

"Дюрер отметил в дневнике: собор Антверпена столь велик, что в нем можно одновременно справлять несколько служб и священнослужители не будут мешать друг другу. Он восхищался литургической утварью собора, его скульптурным убранством, а также скамьями, хорами... «В Антверпене, — писал он, — не экономят на подобных вещах, потому что денег у них достаточно»".
Клод Анри Роке «Брейгель, или Мастерская сновидений»

В соборе Антверпенской Богоматери

Как рассказать о такой большой церкви, да ещё хранящей знаменитые произведения великого Рубенса, а сейчас ещё и временно ставшую филиалом Королевского музея изящных искусств?..

Главную святыню, алтарную картину кисти Рубенса, алтарный крест, купол, своды, роспись стен и кафедру, а также резьбу по дереву - исповедальни и хоры покажу здесь. Витражи и живопись - в отдельных репортажах.

Главная святыня - Антверпенская Богоматерь (изготовлена из полихромного ореха в XVI веке, 1,80 метра высотой), которая уцелела одной из немногих ценностей церкви, "пережив" суровые времена иконоборчества и беспорядков 1566-1568 года  - скульптура неизвестного авторства, её одевают в разные тканные одежды. Я вот уже второй раз вижу её в лиловом одеянии (литургический цвет на время поста?).

В соборе Антверпенской Богоматери

Эту фигуру "Богоматерь Антверпена"' почитают, начиная 16 с века, как чудотворный образ и покровительницу города.

В соборе Антверпенской Богоматери

Мария и Иисус-младенец одеты по-королевски. Оба держат золотые скипетры и увенчаны украшенными драгоценными камнями коронами. На сайте собора говорится, что скульптура "имеет обширный гардероб".

В соборе Антверпенской Богоматери

 

Поразил меня большой крест, висящий под куполом прямо над алтарём. И форма его необычная - "пламенеющая", и обратная сторона с голубем и именами святых, да и сама фигура распятого Христа. Я попыталась "ухватить" это необыкновенное в фото с разных ракурсов.

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Я вернулась из второй поездки в Антверпен с книгой "Прогулки по Антверпену". Интересный и толковый историко-культурный путеводитель Владимира Ронина. Но и там, увы, нет информации об этом необычном распятии...


Пятнадцатого августа, в день Успения пресвятой богородицы и в день освящения плодов и овощей, в день, когда сытые куры бывают глухи к призывам вожделеющих петухов, у Антверпенских ворот некий итальянец, состоявший на службе у кардинала Гранвеллы, разбил большое каменное распятие, а в это самое время из Собора богоматери вышел крестный ход, впереди которого шли дурачки, придурки и дураки. Но по дороге какие-то неизвестные люди надругались над статуей богоматери, и ее сейчас же унесли обратно в церковь, поставили на амвоне и заперли на замок решетчатую ограду. Уленшпигель и Ламме вошли в Собор богоматери. У амвона юные оборванцы, голоштанники и какие-то совсем неизвестные люди кривлялись и делали друг другу таинственные знаки. Никто их в Антверпене ни прежде, ни после не видел. ... Уленшпигель обратился к находившимся в соборе антверпенцам. - Signork’и и pagader’ы [парни, малые (флам.)], не слушайте вы их! - указывая на юных голодранцев, сказал он. - Это не настоящие фламандцы, это предатели, нанятые для того, чтобы нам навредить, чтобы разорить и погубить нас. - Подумаешь, какой проповедник! - огрызались незнакомцы. Потом они заговорили все вдруг о божьей матери: - На Мике нарядное платье! На Мике Красивый венец! Вот бы моей милке такой! Затем они направились к выходу, но в это время один из них поднялся на кафедру и оттуда стал молоть всякий вздор - тогда его товарищи вернулись и опять загалдели: - Сойди к нам, Мике, сойди, пока мы сами за тобой не пришли! Довольно тебя на руках носили, лентяйка, - сотвори чудо, покажи, что ты умеешь ходить! Напрасно Уленшпигель кричал: - Прекратите гнусные речи, громилы! Всякий грабитель - преступник! Они продолжали глумиться, а иные подстрекали товарищей сломать решетку и стащить Мике с амвона. Тут старуха, продававшая свечи, швырнула им в глаза золой из своей жаровни. Оборванцы бросились на нее, повалили на пол, избили - и начался кавардак. ...Так, не умолкая ни на минуту, они богохульствовали, галдели, гикали, свистели. Народ не принимал во всем этом никакого участия, по пришлая рвань все наглела и вопила все громче и громче. Своды храма дрожали, как от залпа сотни орудий. Наконец прощелыга, у которого морда была как печеная луковица, - по-видимому, главарь всей шайки, - влез на кафедру, сделал знак рукой и произнес проповедь. - Во имя отца и сына и святаго духа, бога, единого по существу, но троичного в лицах! - начал он. - Господи, хоть бы в раю ты избавил нас от арифметики! Двадцать девятого сего августа Мике в пышном уборе явила свой деревянный лик антверпенским signork’ам и pagader’ам. Но во время крестного хода ей повстречался сам сатана и сказал в насмешку: “Вырядилась ты, как королева, Мике, несут тебя четыре signork’а, вот ты и заважничала и даже не взглянешь на сатану, а он, бедный pagader, идет пешком”. Мике ему на это сказала: “Отойди, сатана, не то я сокрушу твою главу, окаянный змий!” - “Мике, - говорит ей сатана, - ведь ты уже полторы тысячи лет только этим и занимаешься, но дух господа, твоего повелителя, освободил меня. Теперь я сильнее, чем ты, ты мне уже на голову не наступишь, ты у меня запляшешь!” Тут сатана схватил хлесткую плеть - и ну стегать Мике, а Мике, чтобы не показать, что она испугалась, даже не вскрикнула и припустилась рысью, signork’ам же, которые ее несли, ничего не оставалось делать, как тоже перейти на рысь, иначе они бы ее на глазах у нищего люда уронили вместе с ее золотым венцом и побрякушками. И теперь Мике тихо, смирно стоит у себя в нише и смотрит на сатану, а тот уселся на колонне под куполом, грозит ей плеткой и издевается: “Ты мне заплатишь за всю кровь и за все слезы, пролитые во имя твое! Ну, Мике, как твое девственное здравие? Выходи-ка, выходи! Сейчас тебя разрубят пополам, скверная ты деревяшка, за всех живых людей, которых без милосердия сжигали, вешали, закапывали во имя твое!” Так говорил сатана - и он говорил дело. Видно, придется тебе вылезти из своей ниши, Мике кровожадная, Мике жестокая, непохожая на сына своего Христа! И тут вся орава проходимцев загикала, завопила, завыла: - Выходи, выходи, Мике! Небось обмочилась со страху? А ну, кто добрый герцог, тому и Брабант! Круши истуканов! Выкупаем их в Шельде! Дерево плавает получше рыб! Народ слушал молча. Вдруг Уленшпигель взбежал на кафедру и заставил “проповедника” пересчитать ступеньки. - Вы что, - свихнулись, рехнулись, спятили? - крикнул он горожанам. - Неужто вы дальше своего сопливого носа ничего не видите? Неужто вы не понимаете, что тут орудуют предатели? Все это они подстраивают нарочно, чтобы потом вас же обвинить в святотатстве и грабеже, чтобы ославить вас бунтовщиками и в конце концов повыкинуть все добро из ваших сундуков, а вас самих обезглавить или сжечь на костре. Имущество же ваше достанется королю. Signork’и и pagader’ы, не слушайте вы смутьянов! Оставьте в покое божью матерь, трудитесь, веселитесь, живите-поживайте и добра наживайте!.. Но народ не слышал, что они говорили. Проходимцы орали во всю глотку: - Грабь, хватай! Кто добрый герцог, тому и Брабант! Истуканов в воду! Они плавают получше рыб! Напрасно Уленшпигель кричал с кафедры: - Signork’и и pagader’ы, не давайте им громить! Не погубите родной город. Как он ни отбивался руками и ногами, его все же стащили с кафедры, исцарапали ему лицо и изорвали на нем куртку и штаны. Окровавленный, он продолжал взывать к народу: - Не давайте им громить! Но это ни к чему не привело. Пришлые и местный сброд с криком: “Да здравствует Гез!” - бросились к амвону и сломали решетку. И пошли крушить, хватать, громить! К полуночи весь громадный храм с семьюдесятью престолами, с великим множеством прекрасных картин и драгоценностей напоминал пустой орех. Престолы были повалены, статуи сброшены, все замки взломаны. Учинив разгром собора, те же самые проходимцы, ...расхватав свечи и факелы, они разбежались по разным церквам...
— 16 век, 1566 год. Сцена из "Легенды об Уленшпигеле" Шарля де Костера:
В соборе Антверпенской Богоматери

Алтарная картина «Вознесение Богоматери» (1626) - Питер Пауль Рубенс.

490 х 325 cm

В соборе Антверпенской Богоматери

Кстати, сопоставимого масштаба (429 x 284 cm) полотно «Вознесение Марии» (1616-18) кисти Питера Пауля Рубенса хранится в дюссельдорфском художественном музее Кунстпаласт. И дюссельдорфская картина мне нравится даже больше.

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Вознесение Марии есть и под куполом.

Есть ещё три триптиха работы Рубенса, а живописных алтарей там много, особенно сейчас, покажу их отдельно.

Интересны и разнообразно оформлены своды.

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Надо сказать, что церковь эту собирались в конце 18 века сносить... Но дело "затянул" ответственный архитектор и ему довелось таки в 19 веке приступить к её восстановлению. Большинство витражей и деталей декора - 19 век.

В соборе Антверпенской Богоматери

А настенная роспись в боковых нефах и капеллах очень разнообразна.

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Горошины на стенах. .

В соборе Антверпенской Богоматери

Репейник понравился.

Собор не совсем симметричен в плане, имеет 7 нефов, 125 колонн и 128 окон, в том числе 55 витражных. О витражах фото-репортирую отдельно.

В соборе Антверпенской Богоматери

Кафедра прекрасна тонкой резьбой по дереву и пернатой живностью. Я про неё уже в прошлый раз рассказывала.

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Забавно тут птиц рассматривать и всё новых находить. Две белочки там затесались ещё (некстати).

В соборе Антверпенской Богоматери

Четыре женские фигуры, на которых "держится" кафедра с птичьим лесом, символизируют Европу, Азию, Америку и Африку. Африка "в тени" (со стороны бокового нефа, потому её меньше всего заметно), так там специально стоит табличка примерного содержания "несправедливо мало уделяют внимание Африке - и в этой композиции, и в реальной жизни". !!!

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Это континенты подают друг другу руки.

Исповедальни украшены многочисленными выразительными деревянными скульптурами.

В соборе Антверпенской Богоматери
В соборе Антверпенской Богоматери

Филигранные шпили возвышаются над хорами деревянной резьбы.

В соборе Антверпенской Богоматери

Современное искусство представлено вот этим - одетым модно во всё золотое - "Мужчиной, несущим крест", автор: антверпенский многогранный художник Ян Фабр /Jan Fabre/.

В соборе Антверпенской Богоматери

Скульптура из блестящей бронзы в натуральную величину (тщательно и реалистично проработана внешность и аксессуары, все детали одежды и обуви).

В соборе Антверпенской Богоматери

Он (я посмотрела фото его различных работ) очень непростой художник (сценограф и дизайнер), провоцирует. Данная работа сдержаннее всех других.

Подобную по стилю мужскую фигуру "Человек, измеряющий облака" можно найти на крыше гигантских зданий S.M.A.K. в Генте и в аэропорту в Брюсселе (1998). Он же создал в 2002 году  по заказу бельгийской королевы Паолы увиденное мной пять лет тому назад в Брюсселе «Небо восхищения» (Heaven of Delight - использовал почти полтора миллиона надкрыльев таиландских жуков, чтобы покрыть потолок и центральную люстру в Зеркальном зале Королевского дворца в Брюсселе).

  • Северная башня собора Богоматери высотой в 123 метра, южная башня - 65 метров.

  • Общая площадь собора составляет около 8000 квадратных метров и может вместить 25.000 человек.

  • Собор имеет 7 нефов, 125 колонн и 128 окон, в том числе 55 с витражами.

  • Во времена существования гильдий все они имели свои собственные алтари - всего их здесь было 57.

  • В соборной колокольне находится карильон с 49 колоколами.

  • На содержание собора требуется 1,5 миллиона евро в год.

  • Ежегодно собор посещают около 360.000 человек.