Вчерашняя находка. Троеручица.

Вчера было множество находок - архитектурно-оформительских и городских удивительных сочетаний, а под конец гуляния зашла в католическую церковь Святого Антония и обомлела. Увидела у Мадонны три руки. Впервые. Была очень смущена и затаила дыхание. 3051288_105_3372 (490x700, 300Kb)

А потом добралась до интернета и поняла, что есть такой образ - вариант Одигитрии: Tricherousa-Троеручица - икона, где у богоматери нарисовано три руки. Выдохнула.

Умности иконографические из интернета

Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии - по-гречески называлось Елеуса, а по-русски обозначалось как Умиление.

Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ - мафорий - одежду замужних палестинских женщин, а на мафории - звезды. Одежды Богоматери по цвету повторяют одежды Христа, только у Марии Вишневой изображается верхняя одежда покрывало-мафорий, а синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога".

 

Довольно часто фигура Марии служит как бы троном для торжественно восседающего младенца. Одна рука Богоматери поддерживает его, другой она указывает на сына, будто показывая молящемуся, к кому он должен обращать свои просьбы. Младенец Христос обычно одет во взрослые одежды, напоминающие царские - густо покрытые золотом хитон и плащ. Чаще всего Богоматерь видна по пояс; иногда она представлена сидящей на престоле, изредка - стоящей. Такой тип самый распространенный в Древней Руси, называется Богоматерь Одигитрия (по-гречески - путеводительница). 

Совсем необычным вариантом Одигитрии является знаменитая Троеручица - икона, где у богоматери нарисовано 3 руки. Tricherousa. Третья рука располагается справа; иногда она повторяет жест второй руки, указывающей на младенца, а иногда поддерживает складки одежд Христа.

И легенд об этом образе также существует три. Согласно первой из них, придворный халифа Багдада - грек - христианин Иоанн Дамаскин был оклеветан своими врагами. Они донесли халифу, что Иоанн будто бы служит соглядатаям (шпионом) византийского императора. Халиф поверил наветам и велел отрубить ему правую руку. Но христианин, всю жизнь почитавший Богородицу взмолился ей об исцелении. Он предложил отрубленную руку к ране, и ночь напролет читал молитвы. На утро рука приросла, остался только след. Тогда Иоанн заказал написать икону Богоматери и приложил к ней серебряное изображение руки. Таким образом, рука не принадлежит самой Богоматери - это дар, преподнесенный ей в благодарность за исцеление. Сходный обычай был широко распространен в Западной Европе, где иконы увешивали золотыми и серебряными изображениями излеченных частей тела - руками, ногами, сердцами.

Другая легенда гласит, что в одном греческом монастыре иконописец начал писать икону Богоматери. Он обвел контур будущего изображения и отлучился. Вернувшись, иконописец обнаружил, что у образа появилась третья рука. Подумав, что это чья-то шалость мастер старательно стер лишнюю руку, но она появилась снова. На третий раз иконописец понял, что этого хочет сама Богородица, и написал икону Троеручицы. Третья легенда напоминает народную сказку, она не входит в признанный церковью список чудотворений.

Рассказывают, что однажды, когда у Богоматери были заняты обе руки, на ее глазах в колодец упал ребенок, тогда у нее выросла третья рука, которую она протянула утопающему.

На Руси почитание иконы Троеручицы распространилось в 17 веке.