Христианство, 2017 год

2017 год был юбилейным. Праздновался 500-летие Реформации. По этому поводу (и только в этом году) немцам (независимо от религиозной принадлежности) был добавлен один празнично-нерабочий день. 31 октября 2017 года.

День Реформации — праздник, отмечаемый ежегодно протестантами — в память о 31 октября 1517 года, когда монах Августинского ордена и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер разослал свои знаменитые 95 тезисов местным епископам — событие, считающееся официальным (формальным) началом Реформации в Европе.

Считаю, об этом, о лютеранстве, надо поподробнее (чуть углубить, пользуясь поводом). 

Продолжаю тему христианства в Германии

2/3 жителей Германии относят себя к верующим христианам. Считается, что сейчас в общем между католической и протестантской конфессией наблюдается паритет (треть немцев - католики, треть - протестанты).

Католическая церковь в Германии структурируется по епархиям/епископствам. Семеро из них главенствуют, это архиепископства - центры семи духовных провинций (среди них - Кёльн). История некоторых епископств уходит корнями к самым истокам христианства - епископства Кёльнское, Майнцское и Трирское упоминались уже в 4 веке.

Исторически сложилась пространственно-географическая неравномерность распространения приверженцев католическоё и лютеранской конфессий. Со времен Реформации и религиозных войн XVI-XVII веков юг раздроблеенной страны (прежде всего Бавария) всегда оставался католическим, тогда как к северу от от реки Майн и Северо-Восток стали преимущественно лютеранско-евангелическими.  В некоторых землях Германии – в Тюрингии, Бранденбурге, Мекленбурге-Передней Померании, Саксонии и Саксонии-Анхальт, считающихся протестантскими, день Реформации всегда (ежегодно) объявлен выходным.

А вот западно-центральный район, примерно по течению Рейна и Майна, где когда-то старейшим и влиятельнейшим архиепископствам Майнцскому и Кёльнскому веками принадлежали обширные территории и духовно-политическая монополия, и по сей день остаются регионом плотной католической культуры. В середине 90-х годов большинство (от 40 до 60%) населения земли Северный Рейн-Вестфалия, столица которой - Дюссельдорф) причислялось к католической церкви.

Второй Ватиканский собор (1964 год - важная дата для католической церкви) признал и за другими христианскими церквами вспомогательную в этом отношении функцию, сделав тем самым шаг к экуменизму.

Католическое сообщество разграничивается на сословие священнослужителей (клир) и паству (мирян). В сословие священнослужителей входят и монашеские ордена, хотя они и не управляются непосредственно епископствами. Некоторые влиятельные ордена (иезуиты, доминиканцы, францисканцы) подчиняются непосредственно Ватикану.

Исторические даты и факты

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путем англиканства.

Комплекс мер, предпринятых Католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации

Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. То есть: Реформация закончилась давно, но христиане не забывают и исторические события празднуют, к счастью, теперь уже вместе, независимо от конфессии.

А теперь ещё раз о Реформации

"...праздновать по отдельности православно, римо-католически, реформационно и совсем по-евангелически. Я считаю, что это – короткое замыкание..."*

Полтысячелетия прошло со дня так называемого «Вывешивания тезисов (Тhеsеnаnsсhlаg)» в городе Виттенберге. В 1517 году Лютер был тем, кого бы сегодня мы назвали «католиком-реформистом». Под его тезисами с критикой торговли индульгенциями и сегодня, в XXI веке, подписалось бы большинство римско-католических христиан*. Это первый юбилей (а в каждом столетии это событие отмечалось по-своемому), в котором присутствует опыт экуменического сосуществования.

Из 720 миллионов европейцев более 500 миллионов – христиане! Христиане установили в Европе систему ценностей, которая сформировала этот континент. Они достаточно поборолись за неё, сами прошли через множество ошибок и искушений. Церкви Реформации считают себя, как и римско-католическая церковь, наследниками Древней Церкви, так что речь идёт об общей истории. Эпоха Реформации изменила всех. Это не раскол, а разграничение западной Церкви, которое зрело на протяжении XV-XVI веков и было необходимым*.

Сегодняшняя римско-католическая Церковь – это уже не та Церковь, в глубокий конфликт с которой вступили Мартин Лютер и другие реформаторы в XVI веке. Уже Тридентский собор в 1555 году отказался от практики индульгенции за денежную плату, а Второй Ватиканский собор в прошлом XX веке ввёл Святые Мессы на национальных языках. Конечно, остаются открытыми многие реформаторские вопросы, например, касательно папства, поклонения святым и понимания служения. Но Мартин Лютер хотел реформировать свою собственную Церковь, а не расколоть её*. 

*Тезисы (и цитирование) из доклада пастора Маргот Кессман, профессора и посла Совета Евангелической Церкви в Германии по подготовке к юбилею Реформации в 2017 году

Лютеранские отличия от католического обряда

  • Единственным источником вероучения в лютеранстве считается Библия (принятая в переводах на национальные языки, автором немецкого перевода был Лютер).
  • Центральный принцип лютеранства ‑ оправдание верой. Посредничество духовенства, верховенство папы римского, заслуги святых, добрые дела в пользу церкви, монашество, почитание мощей и реликвий, сакральность церковного Предания – отвергаются.
  • В составе ритуала сохраняются: крещение (с рекомендованными Лютером формулами); причащение хлебом и вином (как символами Христа); конфирмация – подтверждение в сознательном возрасте младенческого своего крещения и принадлежности к лютеранской церкви.
  • Не считаются священнодействиями исповедь, соборование и брак. Рукоположение в сан также не связано с таинством.
  • Служба ведётся на национальных языках.

Стоя или сидя (заодно уж)

Стоять во время службы требуется лишь в некоторые моменты. Богослужебные уставы не требуют ни от католиков, ни от протестантов (ни от православных!) проводить всю службу на ногах. Стоять обязательно лишь в наиболее важные моменты богослужения: при чтении Евангелия или во время евхаристического канона (главной молитвы литургии). Чтения из Ветхого Завета и Апостола, кафизмы (от греч. κάθημαι — «сидеть») и некоторые другие тексты можно слушать сидя.