А что специально интересного поблизости от Дюссельдорфа? Раки или ковчеги.

... или реликварии, они же - мощехранительницы.

"Реликварий (Reliquarium) — в римско-католической церкви ковчег для хранения мощей святого. ...Особенно роскошные Р. этой эпохи встречаются преимущественно в прирейнских местах; таковы, например, ковчеги «четырех великих святынь» и Карла Великого в ахенском соборе, раки трех волхвов в кельнском соборе, св. Урсулы, там же, св. Гериберта в Дейтце, св. Анны в Зигбурге, св. Свитберта в Кейзесрверте" - как указывает нам уже Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Интересные драгоценные  (в прямом и переносном смысле) средневековые объекты, увидеть их можно - вне музеев - в Ксантене, Кёльне, Аахене.

Часто их форма — архитектурная, а с точки зрения истории искусства "на них можно смотреть как на новые, изящные и одухотворенные видоизменения доисторических «урн в виде жилищ»".

Подобная мощехранительница, как правило, имеет вид маленькой церкви с фронтонами, пилястрами и аркадами на колоннах. В украшении таких ковчегов соперничали между собой скульптура, эмалевая живопись и ювелирное искусство.

Формы готического зодчества мастера перенесли на золотую и серебряную столовую и церковную утварь. Орнаментация предметов состояла преимущественно из собственно архитектурных форм (а также из более или менее стилизованных новых лиственных или цветочных мотивов, из человеческих или животных фигур, которые нередко были, заметьте, умышленно представлены в фантастическом, юмористическом или сатирическом виде!).

К числу древнейших мощехранительниц принадлежит оконченная в 1129 г. рака св. Виктора в Ксантенском соборе. На длинных сторонах этой раки были помещены еще очень неуклюжие фигуры апостолов, из которых на каждой стороне сохранилось только по три; на передней, короткой стороне изображен Христос. Все фигуры, выбитые из серебряных листов, изображены наклоненными вперед.

Не более чем двумя десятками лет позже изготовлена роскошная рака св. Хериберта, находящаяся в церкви во имя этого святого в Дойце; на ее стенках прекрасно сохранились длинные подвижные сидячие фигуры Богоматери, св. Хериберта и двенадцати апостолов. Важнее для истории мелкой пластики, чем для истории эмалевой живописи, реликварии конца XII столетия: рака св. Альбина в приходской церкви Богоматери в Кёльне, на Шнургассе, и рака св. Аннона (начатая работой в 1183 г.) в католической приходской церкви в Зигбурге. Фигуры апостолов на этой раке, помещенные между арками, показывают рейнскую пластику, как выражался Ренар, «стоящей около 1200 г. на совершенно неожиданной высоте индивидуализации типов».

Уже в XIII столетии окончены три большие раки, обозначающие собой наивысшую точку, достигнутую развитием этой отрасли прикладной пластики:

На раке Карла Великого, в Аахенском соборе (1165—1215), широкие прямоугольные поверхности двускатной крыши заполнены многофигурными, но неоживленными рельефами, изображающими эпизоды из жизни великого императора; на одной из увенчанных фронтоном стенок помещено круглопластическое изображение Богоматери, сидящей на престоле, с двумя архангелами, на другой стороне изображен сам Карл Великий между папой Львом III и архиепископом Турпином; под полуциркульными аркадами боковых стенок помещены тщательно исполненные фигуры шестнадцати немецких императоров, сидящих в торжественных позах.

«Ковчег во имя Святой Троицы» в Кёльнском соборе (1165—1225) имеет, как исключение из общего правила, форму трехнефной романской базилики; посередине его передней стороны представлен Спаситель во славе между изображениями Святой Троицы и Крещения Господня; прочие боковые стороны ковчега роскошно украшены скульптурами строго развитого, но все еще спокойного и тяжеловатого романского стиля, в ряду пластических изделий которого, исполненных из благородных металлов, они являются произведениями самыми блестящими.

Но в рельефах третьей мощехранительницы, «Ковчег Богородицы» в Ахенском соборе (1200—1258), фронтонами всех четырех сторон этого ковчега изображены Христос, Богоматерь, Карл Великий и Лев III; под аркадами длинных сторон сидят в торжественных позах двенадцать апостолов.

Несомненно, рейнская работа — ещё один ковчег, пластически выполненный реликвиарий св. Симеона в сокровищнице Ахенского собора, с изображением Младенца Иисуса во храме, стоящий на столе, на котором стоит также ваза из оникса; позы фигур — свободные и подвижные, в стиле XIV столетия.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

"...Надо, однако, заметить, что, наряду с храмообразными реликвариями, изготовлялись также мощехранительницы в виде цилиндрических сосудов, поддерживаемых колонками или фигурными ножками, башенок, увенчанных куполом или остроконечной крышей, переносных алтарей, нарядных ларцов и т. п.; если же они назначались не для целых мощей святого, а их частей, то им придавался вид бюстов, рук, пальцев, ног и пр., сообразно тому, что должно было заключаться в них."

 ***

И ещё одна интересная вещь: "паникадило".

Рейнская провинция владеет самым изящным из кругообразных паникадил, символически представляющих собой небесный Иерусалим. Это паникадило находится в Ахенском соборе. Нижняя сторона 16 окружающих его башенок украшена священными изображениями. Так как эти пластинки могут давать отпечатки, подобно гравированным медным доскам, то на них можно смотреть, хотя они и не предназначались для печатания с них, как на зачатки гравюры на меди. Так одно открытие ведет за собой другое и предваряет дальнейшие успехи искусства.

***

По материалам книги Карла Вёрмана "История искусства всех времен и народов. Том 2, Европейское искусство средних веков"