А вы знаете о "керамическом" регионе Вестервальд (150 км от Дюссельдорфа)?..

"Я убеждена в том, что европейская демократия в целом и немецкая в особенности неразрывно связана с культурой работы, ремесла в широком смысле этого слова..." Керстин Хольм, корреспондент немецкой газеты Frankfurter Allgemeinе

Да, если задуматься, то во всём здешнем немецком окружении - ремесленное уважительное отношение к жизни - печь хлеб, варить пиво, точить камень, резать дерево, отливать оловянную посуду, лепить (и печь!) глиняную... Здесь всё это умеют и не разучиваются.

Что объединяет пекарей, пивоваров и гончаров?

Интересно, что гончаров в наших краях называют по-немецки дословно "пекарями кувшинов". Их много в "керамическом" регионе Вестервальд (150 км от Дюссельдорфа). Лепили они издавна из грязи глины. И запекали солидно, производя "каменный товар" (нем. Steingut) — название материала и разновидности керамических изделий из очень плотной, твёрдой, как камень, глиняной массы (черепка), приближающейся по своему составу к фарфору.

Её компонентами являются глина, полевой шпат и кварц. При высокой температуре (1200—1280°С) такая масса "спекается" и происходит остекловывание черепка. Производство изделий из "каменных масс" началось в первой половине XVI века в Рейнской области Германии, конкретно и в регионе Вестервальд.

"Вестервальд (Westerwald) — название восточной нижнерейнской плоскогорной местности, в которую входят округи Висбаден, Кобленц и Арнсберг; в тесном смысле называется так только северо-восточная и центральная часть её; в общем Вестервальд представляет плоскогорье с горными хребтами и отдельными вершинами, с каменноугольными известняками и песчаниками, базальтами, трахитами, фонолитами; почти все эти горы конической формы. Высокий Вестервальд, самая высокая часть хребта в 550 м, тянется от Эдеркопфа до впадения реки Нистер в Зиг. Самые высокие вершины Заальберг в 655 м и Фукскаутен около Виллингена в 657 м.

Суровый климат не благоприятствует здесь растительности, и поэтому горный хребет относительно обнажён, исключая нижние склоны гор около Рейна, покрытые растительностью. В горах добывают каменный уголь, глину, медь, железо, в Нассауском округе более 100 копей. В северной части Вестервальда очень развита промышленность", - сообщает нам незабвенный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (но почему-то не упоминает местную керамику).

В Вестервальде есть ремесленная специализация - гончарное дело и даже область специалистов - Канненбеккерланд («край горшечников») вокруг городов Хёр-Гренцхаузен и Рансбах-Баумбах. Говорят, что древние римляне уже лепили тут посуду из особо качественной и "чистой" местной глины, крупнейшие европейские месторождения которой залегают здесь же.

Изготавливались сосуды из серой глины с желтоватой, а позже и синей глазурью. Для "синего товара" ("блауверк" - нем. Blauwerk) использовались солевые глазури (во время обжига в печь засыпали соль; сода, содержащаяся в соли, соединялась с силикатами, образовывала на поверхности сосуда тонкий прочный слой). С середины 14-го века удалось создание печей с температурой обжига около 1250°С. Начиная примерно с середины 15-го века появляется соляная глазурь - при высокой температуре в печи натрий из поваренной соли в сочетании с кварцем придаёт серому керамическому материалу типичный синий гламурзурный блеск.

Считается, что изобрёл этот вид серо-синей керамики Ян Эмменс Менникен (Jan Emens Mеnnicken), подвергавший продукцию специальному обжигу с соляной глазурью, ставший впоследствии типичным для Вестервальда.

Эти характерные вещицы можно увидеть и в России. В одном российском музее есть предметы из Вестервальдских мастерских по производству керамики с таким пояснением:

"Изделиями из так называемой "каменной массы" Германия прославилась не меньше, чем тончайшим мейсенским фарфором. Изготовленная из глин высокого качества посуда после обжига приобретала плотный, почти без пор, черепок, и поэтому идеально подходила для хранения вина с плодородных рейнских виноградников. В XVI–XVII веках керамические кружки, кувшины, кубки для пива и вина вошли в обиход на всей территории Германии, и не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с пивной кружкой в руке.

...Во второй половине XIX века, в эпоху историзма, в производстве посуды из каменной массы происходит новый подъем. Кружки и кувшины, обильно украшенные растительным и геометрическим орнаментом в стиле знаменитых эпох прошлого, с фантастическими гербами, сценками из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековой знати и бюргеров, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде винопития, заполнили антикварный рынок. Они не только украшали быт представителей среднего класса, но и наряду со старой немецкой керамической посудой стали объектом собирательства. А.П.Боголюбов, будучи большим ценителем художественного ремесла, не мог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики. Большинство предметов музейной коллекции выполнено в Вестервальде" (Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея").

Канненбекер-штрассе – буквально, «путь глиняного горшка», которая тянется от одного местечка к другому (протяжённость 36 км) и состоит из нескончаемого, кажется, ряда выставок и магазинных витрин с традиционной глиняной посудой и музейной керамикой.

Вестервальд знаменит керамикой и лесами

Вестервальд знаменит керамикой и лесами

В здешнем Музее керамики в городе Хёр-Гренцхаузен наглядно представлена история развития местного гончарного ремесла и керамической промышленности.

Глиняная посуда. Как она стала местным промыслом и видоизменялась со временем?

Благодаря огромным древесным запасам "Западного леса" и удачной геологии глин, гончары прирейнского региона на протяжении многих веков последовательно усовершенствовали обжиг и технологии, а также составы глазурей. Это позволило им уже к XV веку в рамках классической средневековой цеховой системы наладить производство глиняной посуды практически капиталистическое по объёмам).

Во второй половине 19-ого века вестервальдская керамика пережила второй период расцвета. Причиной этому стал большой спрос на продукцию в старонемецком стиле, появившийся после объедения Германии и продлившейся до конца 19-го века. Чтобы ускорить процесс изготовления, мастер Райнхольд Ханке (Reinhold Hanke) изобрёл гипсовые формы, содержащие в себе рельефный декор. Тем самым он положил начало дешёвому серийному производству, при котором сохранялся уровень качества, т.к. использовались одни и те же формы. В 1876 году мастер Ханке был удостоен титула «поставщика двора её высочества», его пивные кружки отмечались призами на национальных и международных выставках.

Вся продукция региона Вестервальд однотипна. Пивные кружки украшались гербами, аллегориями, сценами охоты, изображениями крестьянских танцев, готических арок и рокайлем. Помимо вышеописанных пивных кружек, с 1850 года в регионе Вестервальд также производились «прессованные кружки» (gepresste Kaеnnchen) – украшенные рельефным декором серые соляно-глазированные керамические сосуды, производимые посредством запрессовки в латунных формах.

В последней четверти 19-ого века пивоварни открыли для себя пивную кружку как рекламный продукт. С 1870/80-х годов к серым глазированным пивным кружкам Вестервальда (и во всей Баварии принятым, пивным кружкам под названием «маскруг») крепились оловянные крышки, куда стали наносить название пивоварни. Вестервальдскими керамическими полулитровыми и литровыми пивными кружками так называемой «баварской формы» («bayerischen Form») снабжались не только мюнхенские пивоварни, но и вся южная Германия.

На протяжении 1870 – 1880-х годов серия международных выставок торгово-промышленных в Кёльне (1876), Брюсселе и Дюссельдорфе (1880), Льеже (1881) и Генте (1882) посодействовала росту интереса к старинной германской посуде. 

Важной вехой в коллекционировании и изучении каменной керамики в Рейнланде стало основание в 1888 году в Кёльне музея ремесленного искусства (сейчас Музей прикладного искусства). Изделия из керамики составляли значительную часть фондов музея, получившего в дар собрание коллекционера Эрнста Цайса (Ernst Zais), владевшего самой крупной в то время коллекцией каменной посуды рериона Вестервальд. Многие сосуды, черепки и матрицы-штампы были взяты непосредственно из раскопанных печей в городах Хёр, Гренцау, Гренцхаузен и Хильгерт.

В 1909 году и в Дюссельдорфе был открыт Немецкий музей керамики Хетьенса (Hetjens Museum - изначально собрание исследователя каменной керамики и энтузиаста-коллекционера Лауренца Генриха Хетьенса (Laurenz Heinrich Hetjens), которую он завещал родному городу. Это собрание включало более двух тысяч (!) различных матриц-штампов для декорировки сосудов. 

А когда в начале 20-века на всемирной выставке стало ясно, что до сих пор производимые пивные кружки в старонемецком стиле перестали соответствовать духу времени (появился новый стиль – модерн), стало понятно, что и пивные кружки тоже должны были соответствовать новым вкусам. Вдохновлённые французской и японской цветной керамикой, немецкие производители в Вестервальде стали экспериментировать с цветной глазурью. Старый цвет «кёльнский коричневый» снова стал популярен.

Удалось подключить к дизайну вестервальдских пивных кружек таких известных художников, как архитектора из Голландии Генри ван де Вельде (Henry van de Velde). Он разработал 28 разных моделей для фабрик в городах (тогда двух отдельных) Хёре и Гренцхаузене. В последующие годы особое влияние на вестервальдскую индустрию керамики оказали эскизы Рихарда Римершмида (Richard Riemerschmid), Петера Беренса (Peter Behrens), Пауля Винанда (Paul Wynand), Альбина Мюллера (Albin Mueller) и Карла Капеллера (Karl Capeller).

Сорок лет спустя, после второй мировой войны Германия лежала в руинах. Однако и это сыграло определенную положительную роль в изучении керамики из каменной массы "Steinzeug". Необходимость реконструкции многих городов рейнского региона позволила провести крупномасштабные раскопки значительных гончарных центров "рейнской каменной посуды".

***

Что объединяет пекарей, пивоваров и гончаров?Первые пивовары были из числа пекарей. Гончаров в Германии считают "пекарями горшков". Пивоваров посудой долгое время снабжали гончары.

***

Так как я по работе в Хёр-Гренцхаузене была и практически не фотографировала, то покажу лишь одну дверь этого керамического немецкого города (если интересны картинки - смотрите начало фильма в конце этой "исследовательской" заметки).

Керамика. Вестервальд

Керамика. Вестервальд

И та же Керстин Хольм, корреспондент немецкой газеты Frankfurter Allgemeinе, искренне восхищается "немецкой строительной культурой, со всеми этими дверными ручками, петлями, плинтусами и распорками, создание и доведение до ума которых осуществляются с прямо-таки трогательным пафосом функциональности!" И я восхищаюсь.

---005

---005

***