Гёте: «Человек видит только то, что знает».

«Человек видит только то, что знает».Гёте

 А то, что "знают" гости о "не своих" городах, зависит от того, как получится "экскурсия" (если таковая будет). Или же некто, пригласивший, откроет перед гостями Двери.

Иначе...

… "стоим у запертой двери, которую замыкает наше же сознание, полагая, что за ней – чужие… Не хватает Третьих - сталкеров, проводников". 

Елена Бурлина, доктор философии специально для Московского бюро по правам человека опубликовала статью «В поисках ускользающих городов»: европейский город как учебник граждановедения.

Хочу процитировать отдельные пассажи. Это и мой взгляд тоже.

Психология «закрытой двери» Чужая страна и чужой город – это «ускользающая предметность». Иностранец много не знает, а потому не видит,.. многое осмысляет предвзято, искаженно. Как если бы он стоял у закрытой двери, разделяющей своих и чужих. … ...Туризм, равно как и многочисленные издания рекреативной сферы, - направлены на другое...

не улавливается поразительная культура отношения к старикам, отсутствие раздражения и брезгливости к инвалидам, хотя скосы на тротуарах для инвалидных колясок видны на каждом шагу, равно как обязательные инвалидные лифты в музеях, поездах, вокзалах. Это психология «закрытой двери», которую замыкает сознание, есть с обеих сторон.

Постоянно приводим в пример «феномен «Взывающего» В. Сидура, в центре Дюссельдорфа. Все дюссельдорфцы знают этот четырехметровый памятник, но почему-то из изданий, устного общения постоянно ускользает информация о том, автор – московский скульптор, словно это признание неловко и неудобно в своем кругу.

Этот психологический сбой и называют «культурным шоком», а мы говорим помягче: психология закрытой двери, разделения на «своих и чужих». Однако, в целом, «инсценировки» западноевропейского города, то есть ансамблевый подбор памятников, рекламы, лозунгов, - все это пронизано толерантностью. Она входит как стержень в школьные учебники и рекламное позиционирование крупных концернов. Толерантность играет важную роль в согласовании экономики с культурой в условиях глобализации, является выражением гражданской жизни и либеральных ценностей.

Когда сознание открыто, направлено (термин Б. Яворского), видно, как часто разбросаны там и здесь в немецких городах лозунги вроде: «Все мы иностранцы где-нибудь»; «Самый немецкий из немецких художников – Альбрехт Дюрер был сыном переселенцев»; «Германия уже давно не мононациональная страна». Или знаменитый немецкий плакат 1968 года, многократно представленный в учебниках, музеях:  «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего лишь – иностранец?»

Вниз по лестнице, ведущей вверх: сценарии «культурного шока» Перебор развлечений в российских туристических и деловых списках по европейским городам так заметен, что можно говорить об их «бремени». Это – достаточно серьезная тема. Специалисты полагают, что развлечения сегодня – один из способов освобождения от клише времен железного занавеса, это – контркультура, один из сценариев выхода из культурного шока.Известно, что чужие развлечения, как и чужой город, мы осваиваем в духе своих представлений. Еще 200 – 300 лет назад (сошлемся на прекрасную книгу под редакцией Е. Дукова «Развлекательная культура в России XYIII –XIX веков»), «чужой» западноевропейский бал на русской почве превращался в «контрольную работу» для своих дворян; городские сады – просветительские учреждения для рабочих; светский ресторан, кафе – в публичные дома; кабаре – в пространство эстетических изысков (5: Дуков, 2000). 

Удивительно, но из развлекательных поездок, которые стоят больших денег, почти не привозят дружеские связи. Как и в те времена, когда ходили стадом, под бдительным присмотром. Даже и владея иностранными языками, живут в состоянии «культурного шока».

Город как живой учебник Проблема не в равнодушии, но в другом: нет навыка к «вылавливанию» того, что гарантирует человеческое качество жизни западных городов. Нет системы, которая давала бы возможность представить, как организована столь качественная для горожан жизнь. 


Это повторение уже пройденного (три года тому назад), но для меня тема по-прежнему актуальна. Этими же вопросами я занималась и весь вчерашний день - к счастью, с единомышленницей, что очень порадовало.