Ксантен средневековый
/Средневековый Ксантен - "типичный представитель страны и эпохи средневековья" (ХII- ХVII века). Крепостные стены и башни, ветряная мельница, ратушная площадь и, конечно, Ксантенский собор (уникальный, красивый и самый значительный в северной Германии после Кёльнского).
Рейнские франки в V веке покончили с римским владычеством на Нижнем Рейне и завладели римскими городами. Отчего-то они даже считали, что их город был воздвигнут семьями уцелевших когда-то троянцев. В VI и VII веках именно развалины Ulpia Traiana (так изначально назывался Ксантен) были упомянуты историками как «франкская Троя».
Территориально средневековая часть города расположена в одном-двух километрах от римской, то есть в средневековье город был отстроен уже в стороне от античного, что позволило, естественно, на радость историкам, сохраниться античности в уникальном неперестроенном виде.
Ксантен, кстати, упомянутое в "Песне о Нибелунгах" место рождения легендарного эпического героя Зигфрида.
В ту пору в Нидерландах сын королевский жил. От Зигмунда Зиглиндой рождён на свет он был. И рос, оплот и гордость родителей своих, На нижнем Рейне в Ксантене, столице крепкой их.
Связь Ксантена с эпосом о Нибелунгах запечатлена в виде бронзового барельефа на городской стене с изображением сцены гибели Зигфрида, изображение Кримхильды и других персонажей рыцарского эпоса.
В «Песне о Нибелунгах» мы находим упоминание о городе «Це сантос», в просторечье – «хет санктен» или – Ксантен, что происходит от латинского «ad sanctos martyras» – «к святым мученникам».
Согласно преданию в 4 веке римские власти жестоко расправились с легионерами-повстанцами, принявшими христианство и не желавшими поклоняться прежним богам. Возможно, что предводителя повстанцев звали Виктор или неизвестное имя солдата-христианина заменили латинским титулом "победитель".
И, может быть, в XIII веке популярный культ воина Виктора (победителя) повлиял на творчество автора «Нибелунгов», назвавшего главного героя поэмы Зигфридом (дословно с немецкого "победа+мир").
В честь христианского мученика-воина и был назван собор, построенный в средние века на месте, где находились могилы мучеников и ранние романские базилики. Теперь готический собор Святого Виктора ежегодно привлекает полмиллиона паломников и туристов, считается, что реликвии воина-мученика Виктора хранятся в ковчеге под высоким алтарём.
Современный алтарь (стол для святых даров) и амбо (подставка под Евангелие) очень интересны замысловатой бронзовой пластикой! Ножки алтаря - виноградные лозы с яйцом и символической живностью - разместившимися под столешницей невероятными птицами, зайцем, ежом, улиткой. Амбо украшено сетью с фантастическими фигурами рыб. Этот необыкновенно "живой" алтарь создал в 1970 году современный скульптор Gernot Rumpf - по его словам, он ориентировался в своей работе на старинный алтарь собора.
Старинный алтарь великолепен - это чудесное произведение средневековой деревянной скульптурной резьбы, и с большим удовольствием расскажу ещё о нём...
А пока - витраж, старинный.
Обязательно следует обратить внимание любителей средневекового истусства на тот факт, что Ксантенский собор имеет витражи второй половины XIII и конца XIV столетия, что особо ценится среди историков.
Вот она, готика!..
...Или как вам такая идея: посетить Ксантен и (совсем недорого!) остановиться на ночлег в современной квартире, которая расположена в элегантной многоэтажной крепостной угловой башне постройки конца 14 века, венчающей ворота - символический въезд в Ксантен ?..
А совсем поблизости - на обширной городской окраине - поднимается на поверхность спустя века "потерянный" римский город, у стен которого когда-то плескались воды Рейна (русло его со временем немного отступило на север). На месте старого русла Рейна образовались две старицы, называемые Южное озеро и Северное озеро. Это настоящий рай для современного парусного спорта, виндсёрфинга, водных лыж и купания.
Наверное, можно даже утверждать: ничего подобного Ксантену на северо-западе Центральной Европы не встретить!