Рядом с Дюссельдорфом. Парк скульптур в Кёльне.
/В прошлое воскресенье захотелось приобщиться к искусству, но чтобы и природа вокруг была. Сначала думали поехать за город на Остров Хомброих в Нойсе - это такая галерея искусств среди интересных парковых ландшафтов. Концепция хороша!.. Но в итоге выбрали другой вариант "Искусство на Природе" и поехали в Кёльн (признаюсь, что этот город для меня - местами "засада", на машине попасть из точки А в точку Б без приключений, кружений, объездов и заморочек не выходит). Зарубила давно-давно себе на носу: "я и Кёльн плохо совместимы, мне этот город лучше избегать" (( А жаль, так как и в "заколдованном" лесу Кёльне есть интересное. Например, Парк скульптур с бесплатным входом))
Рядом с мостом Цообрюке и зоопарком (тоже замечательное место!) с 1997 года обустроен Парк скульптур. Инициаторами его создания стали коллекционеры Михаэль и Элеонора Штоффель. Здесь представлены скульптуры, созданные современными мастерами из разных стран, такими как Джеймс Ли Байерс (это тот, чей огромный золотой шар покорил наши сердца в Бенрате), Тони Крэгг (британский скульптор, "с 1966 по 1968 год работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства", с 2009 года — ректор дюссельдорфской академии художеств) и Марк Ди Суверо (почитайте в википедии о Mark di Suvero, в 1933 году рождённом в Шанхае - один из самых известных американских скульпторов, изучавшим искусство и философию и попавшим под влияние абстрактного экспрессионизма. "Во время работы на стройке он был тяжело ранен в результате аварии грузового лифта, после чего полностью сосредоточил свое внимание на скульптуре".)
За право выставлять и продавать работы таких именитых мастеров конкурируют лучшие художественные галереи мира. А тут всё свалено "на улице" - в общественном парке. Парков в Германии много и в последние годы это садово-парковое великолепие повсеместно превращается в выставочные пространства, демонстрирующие публике произведения современного искусства, так создается новый дизайнерский жанр - современная скульптура под открытым небом. Таких по всей Германии уже более сотни: Кёльне и Эссене, Саарбрюккене и Мюнстере, Дюссельдорфе и Фрейбурге. Мягкий климат позволяет этим паркам зеленеть весь год. На фоне "английского" парка со старыми деревьями - произведения современного искусства свободно и перспективно разместилось среди газонов, фонтанов, уединенные тропинки ведут от одной к другой "очень" или "совсем не" забавной конструкции. Некоторые композиции, как искореженное авто, например, просто отвратительные...
Но отмечу, что приглянулось. Мы залюбовались заячьим семейством на полянке (настоящие зайки, не скульптуры - взрослые особи и три малыша паслись на свежей травке, смело и открыто). А в двух шагах от них - "Нижинский Заяц и отражение" (1993):
Моё личное открытие этого дня - английский скульптор Барри Флэнаган 1941-2009 (Barry Flanagan) и его бронзовые зайцы.
Оказывается, Барри Флэнаган двольно известный современный скульптор, его скульптуры можно встретить на улицах городов мира (Зайцы-мыслители, напоминающие известного Мыслителя Родена, стоят в Утрехте и, например, в Вашингтоне, Сент Луисе, Дублине) и среди музейных экспонатов. За одного бронзового зайца на аукционе 2010 года заплачен 1 миллион долларов. Тут стоят "зеркально отражённые" два миллиона зайца по фамилии "Нежинский".
Удивляюсь, что эти огромные произведения известных художников, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч евро, запросто и бесплатно оказываются в городских парках.
Некоторые объекты - это увеличенные варианты музейных работ тех же художников. Не всё понятно...
Вот это произведение "Верь глазам" швейцарца Петера Камма разгадать не получилось, но мне понравилось тем, что очень "натурально и природно" смотрится то, что делалось человеком.
Созерцать, наслаждаясь формой, цветом, фактурой, или "попробовать", взаимодействуя. По своей идее эти композиции создают для активного взаимодействия со зрителем.
Очень понравился стеклянно-зеркальный павильон. Хайтек на зелёной лужайке. Автор Дэн Грэхем, предполагается, что в павильон будут заходить и погружаться в игру зеркальных рефлексов, ловить двойное отражение самих себя и пространства вокруг. Зашли, погрузились, отразились, но не сфотографтровались (так занимательна была игра с отражениями). Игра форм в свободном зелёном пространстве! Появилось ощущение моего собственного дома в далёком будущем.
... "Скульптуры" эти - современные объекты, авторские, выполненные специально для данного места посреди парка и рассчитанные на активную жизнь в природе, как вот этот ствол.
Художественно-парковый "парадиз". Здесь, среди старых деревьев лежит огромный ствол мощного африканского зипо (Entandrophragma utile) - дерева, родственного «истинному махагони» (название, подходящее только для разновидностей, которые произрастают в Центральной Америке).
Автор Джимми Дурам / Jimmie Durham - американец, рожденный в 1940 году индейцом племени чероки, с 1994 года живет в Европе. Эссеист, поэт, перформер и скульптор. Считается, что этот художник, "соединивший глубину и доступность, политическое и личное, актуальность и невлипание в текущие тренды, оказал большое влияние на несколько поколений художников, кураторов и теоретиков во всем мире". Ствол дерева привезли из Конго, чтобы распилить на древесину и пустить в мебельное производство. Автор "спас могучий ствол от такой судьбы". К этому объекту в аннотации сказано, что в Европе подобных по размеру стволов не встретить. А я на обратном пути, проезжая заповедные заливные луга соседско-родного Урденбаха видела именно такого размера стволы, лежащие на обочине дороги! Вот пойду гулять туда, сфотографирую и приведу доказательства))...
«Моя душа засыхает в городских пространствах и вновь распускается в прохладе парков и зелени садов!»
- Райнер Мария Рильке
Моя же душа, в отличие от него, в городских пространствах не засыхает, а наблюдает и наполняется искусством архитектуры, но прохлада парков и зелень садов находят в ней радостный отклик. Этакий оазис посреди урбанистической суеты!
Минималист Ульрих Рюкрим (Ulrich Rückriem) из Дюссельдорфа (работал каменщиком в Кёльнском соборе, преподавал-профессорствовал в Дюссельдорфской академии (1984—1987)), розовый гранит - огромный блок, минимально обработанный им методом "вычитания и незначительного изменения исходного материала" (как они её сюда дотащили, такую красавицу громадину?!?!))
Зацвели каштаны. Конец апреля. Я с радостью покидаю негостеприимный для меня Кёльн и заезжаю по пути в домой на другую планету в средневековый Цонс.