Сокровищница Вены

В середине мая я была в Вене. Я многое прочитала, просмотрела перед поездкой (Информация из путеводителя на русском и ещё одной книги (онлайн), у меня был ещё один очень практичный "маршрутник" - книга на немецком - в бумажном виде и с вариантом в планшете - ими я и пользовалась на месте) и успела увидеть из музейного (и поняла, что мне ещё на 2-3 недельки туда бы):

Начну с самых древних экспонатов. В XVI в. Хофбург был расширен за счет постройки новых зданий, из которых самое интересное – это "Сокровищница" (Schatzkammer). Сердце коллекции – это регалии и драгоценности Священной Римской империи, окружающие величественную тысячелетнюю Имперскую корону, относящуюся к X веку.

Вена, Сокровищница
Вена, Сокровищница

Её я рассматривала долго. Это уже древность, на чьих только головах она не побывала, некоторые драгоценные камни утеряны, нашлась замена, как одному из 12 больших камней, символизирующих 12 апостолов.

Вена, корона Священной Римской империи Германской нации (первого Рейха)
Вена, корона Священной Римской империи Германской нации (первого Рейха)

Итак, вот она, корона Священной Римской империи Германской нации (первого Рейха), отделённая от меня и от Карла Великого (что на картине Дюрера, с той же короной) витринным стеклом...

Происхождение её точно не установлено. Считается, что ей был коронован в 10 веке первый немецкий кайзер Отто I. Она восьмиугольная, весит 4 кг и богато украшена золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

В 1423 году кайзер Сигизмунд отдал корону вместе с некоторыми другими регалиями на хранение городу Нюрнбергу, одному из богатейших и влиятельнейших городов империи, в котором жили "самые верные" кайзеру граждане. Согласно договору между Сигизмундом и отцами Нюрнберга корона была передана на вечные времена, и это решение не могло быть опротестовано или изменено в будущем. То же было подтверждено специальной папской грамотой. Только для коронации нового императора корона в сопровождении высших нюрнбергских чинов могла покидать городские стены. Императорские сокровища хранились в Нюрнберге свыше 370 лет.

  • В 1796 году за несколько дней до вступления в Нюрнберг французов, драгоценности были вывезены из города. Транзитом через Прагу, Регенсбург и Пассау в 1800 году корона попала в Вену.
  • После присоединения Австрии Гитлер привез сокровища Рейха назад и выставил их на всеобщее обозрение.
  • В 1945 американский комендант Нюрнберга отправил корону обратно в Вену.
  • Сегодня её можно увидеть в сокровищнице венского замка Хофбург.
Копьё Судьбы. Вена, сокровищница
Копьё Судьбы. Вена, сокровищница

А рядом - "Копьё судьбы" с невероятной историей и фрагмент Креста Господня, хранимые когда-то в драгоценном кресте, украшенном под стать короне императоров первого рейха.

Копьё Судьбы. Вена, сокровищница
Копьё Судьбы. Вена, сокровищница

Вот что я прочитала в книге "Копьё судьбы. От Голгофы до падения Рейхстага":

"...И вот к месту казни на Голгофе двинулась группа солдат. Возглавлял их офицер с копьём царя евреев Ирода Антипы — символом власти и вседозволенности.

Это копьё давным-давно было выковано по повелению первосвященника Финееса. Оно должно было символизировать магическую силу крови богоизбранного народа. Иисус Навин держал в руке этот талисман, когда по его приказу солдаты издали могучий крик — и стены Иерихона рухнули. Именно это копье ослепленный ревностью царь Саул метнул в юного Давида.

Копьё давало право распоряжаться судьбами других людей. И владевший им Ирод повелел убить невинных иудейских младенцев, прослышав, что среди них должен быть будущий «царь евреев». Теперь сын Ирода вложил в руку командира стражников это копьё как символ власти, дающий право перебить кости Иисусу Христу.

Но Кассий решил избавить Христа от лишних мучений: мужество и стойкость назареянина тронули его сердце. И римский центурион вонзил копьё в правый бок Иисуса Христа, между четвертым и пятым ребром. Ничего необычного в этом не было — так в те времена часто делали солдаты на поле боя, чтобы убедиться в смерти раненого противника — из мертвого тела кровь не идет. Но теперь, как только копье вонзилось в тело Христа, произошло чудо: брызнула кровь, а Гай Кассий вновь обрел почти утраченное зрение.

Неизвестно, взял ли старый центурион копьё-талисман из рук командира стражников или воспользовался собственным. Никаких исторических свидетельств до нас не дошло.

В том числе и благодаря копью вскоре снизошло откровение на апостолов, когда перед их духовным взором возник Мессия с раной на теле и тем самым было доказано воскресение Христа. Один лишь Фома Неверующий не смог увидеть богочеловека, вдруг появившегося в комнате с запертыми дверями, потому что убедить его в чем-то могли только осязаемые предметы. Но Христос сказал Фоме: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Иоанн 20,27).

Гай Кассий вошел в историю как Лонгин-копьеносец или Лонгин Сотник. Он почитался первыми христианами Иерусалима как святой. Именно с тех дней началась другая эпоха, время Нового Завета, одним из символов которого стало Копьё Лонгина.

Века шли за веками, и утвердилось мнение, что Копьё умножает силы его владельца, что он обретает власть над миром, которую может использовать на добрые или злые дела".

И дальше о встрече одного исторического персонажа с Копьём в венской сокровищнице, в музее:

"...Экскурсовод рассказывал, что когда-то этим легендарным Копьем Судьбы римский центурион пронзил распятого Христа. Так принято считать, хотя то ли это самое копье — точно неизвестно. Историю Копья Судьбы можно проследить лишь начиная с Оттона Великого, первого императора Священной Римской империи, а гвоздь, которым наконечник крепится к древку, — один из сотен подобных, хранящихся в музеях по всей Европе, и изготовлен не раньше XIII века.

Экскурсия двинулась дальше, а потрясённый Гитлер сделал несколько шагов, чтобы получше рассмотреть предмет, с которым связана столь странная легенда.

Наконечник копья, почерневший от времени, лежал на красном бархате в открытом кожаном футляре. Длинное тонкое острие переходило в широкое основание с металлическими выступами в форме голубиных крыльев. В середине наконечника виднелся закрепленный проволокой штырь. В нижней части были отчеканены золотистые кресты".

Отойти от этой витрины трудно, понять вложенные смыслы и свидетельства...

Но ведь надо двигаться дальше! После таких необъяснимых ценностей есть ещё и 8 залов светской сокровищницы, экспозиция которой сгруппирована по темам, а потом вы попадете в пять залов с собранием религиозных ценностей, среди которых церковные одеяния и предметы, используемые во время литургии.

Там меня ждал сюрприз. В зале с религиозными экспонатами из слоновой кости (тончайшая резьба, миниатюрная очень выразительная скульптура 17-18 веков)...

Вена, Групелло
Вена, Групелло

Ощутила что-то очень знакомое... Оказалось, что автор - дюссельдорфский придворный "статуариус" - скульптор Групелло, работавший при дворе Яна Веллема.

В двадцати одном зале сокровищницы хранятся "парадные и ритуальные" предметы одежды и украшения членов семьи императора (например, корона императора Рудольфа II). Интересны «Сокровища Бургундии» (Burgunderschatz в залах 13-16), датируемые XV веком, сокровища Ордена Золотого Руна и самый большой в мире изумруд весом 2800 карат.

Экспонаты, получившие название «Бургундское сокровище» и состоящие из драгоценностей и великолепных церковных облачений из расшитых драгоценных тканей. В 15 веке они принадлежали ордену Золотое руно, а в собрание Габсбургов попали благодаря тому, что Максимилиан I взял в жены единственную наследницу герцога Карла Смелого – Марию Бургундскую.

Рядом с этим музеем - сходите, не пожалеете! - Барочный Парадный зал Национальной библиотеки (об этом попозже).