Заключительная экскурсия года
/И немного исключительная экскурсия, также...
Исключительная оттого, что "пришлось" таки отправиться в Кёльн, да ещё в предпраздничную субботу. Это означает особую многолюдность. Эту многочисленную массу посетителей Кёльна мы пополнили достойным числом участников. Другими словами: в нашем клубе было пополнение :-)
Вступление
Несомненно, это замечательный город и его надо видеть, к тому же это южный сосед Дюссельдорфа, а с соседями надо «знаться» (и не зазнаваться:-)... Всё так хорошо начинается: в названии первые две буквы – совершенно правильные! А вот дальше начинаются заморочки. И берег неправильный и место очень перегруженное туристами. Что, в первую очередь известно про «Кёлле» - или Колонию-Клавдию-Ара-Агриппинензум? Дренеримское прошлое и Кёльнский собор.
Современное искусство, религиозный центр, торговля и история: античная, средневековая, до- и послевоенная, руины тому свидетельства: римские и 20 столетия – это огромные и разные пласты жизни города-соседа-соперника. Всё это я попыталась уложить в шесть часов... Зная, что на пути нам будут (*мешаться и отвлекать*зачёркнуто) повсюду встречаться (не только кёльнские гномы) рождественские базары с массами туристов и просто зевак. Это неизбежно, как конкуренция с Дюссельдорфом – да-да: Кёльн близко, он больше и стариннее, с ним трудно сравниваться (а мы и так знаем, что наш любимый Дюссельдорф лучше))).
Что увидели?
Сначала - античные стены римской колонии - начала истории Кёльна.
Архитектурно-скульптурные детали Кёльнского собора.
Напротив мастерской строителей собора (собор, хоть и достроили, но не окончательно) - античная мозаика с брутализмом над ней: пикантный напольный декор античной римской виллы.
Рождественский базар у собора мы не обошли вниманием и подкрепились...
Фонтан с историей Кёльнских домовых - "...сказка ложь, да в ней намёк"!
Кабак, в котором есть "дорожные" знаки и фонарь - эдакий "город" внутри здания.
А потом мы зашли в готическое здание, которое возводилось в основном с 1245 до 1260 года - практически - одновременно с Кёльнским собором, но окончательно было завершено только в XIV веке - и ведь намного раньше того же Кёльнского собора! «Миноритен» /Minoritenkirche/ - здесь работал (и теперь похоронен) немец-сапожник-теолог-журналист Адольф Кольпинг (1813 - 1865) — создатель католических союзов подмастерьев в Германии, причислен к лику блаженных в римско-католической церкви. Это значимое и по сей день имя для социальной системы Германии!
К 2010 церковь была отреставрирована и в ней установили стеклянное распятие дюссельдорфского художника Томаса Кесслера (Kesseler) с простым и выразительным рисунком чёрного цвета на бесцветном. А я как-то упустила его сфотографировать...
А потом мы пошли в необычный музей - он называется Колумба.
Часть его - руины города. Слои его жизни под современным архитектурным "чехлом".
Тут к нам присоединился кёльнский гид, что, наверняка, придало моим «дюссельдорфским» точкам зрения особый задор :-)
А после музея мы оказались в сакральном пространстве - в часовне, созданной после войны на руинах церкви Колумба.
Далее наш путь лежал мимо дома Фарины /Farina-Haus/. И мне особенно ценно, что для одного из участников нашего кёльнского экскурса здесь было сделано открытие - О-де-Колон, или одеколон - продукт, в названии которого есть название посещаемого нами города :-) Присоединившая к нашей прогулке Марина Бартель, кёльнский гид, продемонстрировала нам (очень кстати дополнив рассказ) аромат настоящего одеколона, созданного в 18 веке парфюмером из Кёльна, которого звали Джованни Фарина.
Мы прошли мимо музея Вальраф-Рихартц, руин церкви Санкт-Альбан и зала торжеств Гюрцених, спустились в непостижимое кёльнское "подземелье", а потом поспешили к церкви Санкт-Мария-ин-Капитоль. Она интересна и своеобразна.
В самый последний момент мы успели бросить взгляд на двери церкви, созданные для построенной в 11 веке Санкт-Марии-им-Капитоль.
"Рядом с входом стояли две огромных размеров деревянные двери. Хэнкок узнал грубую шероховатую поверхность этих панелей, изображавших жизнь Христа. Ему захотелось приложить к ним руки. Резьба выглядела примитивной, но важнее была история, то неописуемое чудо, которое открывалось средневековым людям, видевшим эти двери.
– Двери церкви Санкт-Мария-им-Капитоль. – Этцкорн казался искренне тронутым. – Я хорошо знаю этот приход..."
- отрывок из книги "Охотники за сокровищами" | Роберт М. Эдсел, Брет Уиттер
Уже когда нас сурово "попросили покинуть помещение" или просто "вон" (время поджимало, как всегда), мы прорвались к этой двери!
Деревянное распятие 1304 года мы не успели, к моему сожалению, увидеть - непреклонный служитель выключил свет. В коллекции "Мировая художественная культура" о распятии том говорится:
"Для XIV в. в Германии стали характерны полные трагического пафоса распятия на кресте в виде «древа жизни» — трехчастной композиции, состоящей из центрального ствола и резко вздымающихся по бокам двух ветвей. К ним было пригвождено тело Христа со следами терзаний и предсмертной агонии на изможденном теле".
...Обошли полумрак церкви снаружи, приближаясь к финалу экскурс-гуляния по Кёльну - рождественскому рынку на "Сенном рынке" (Хоймаркт). На улице увидели весёлый мото-парад Санта-Клаусов.
Рождественский рынок на Heumarkt продолжает «оживлять» легенду о кёльнских домовых. Он делится на одиннадцать тематических переулков (смотрите план в приложении, возьмите с собой, чтобы не заблудиться - кто их, домовых кёльнских, знает!): в Naschgasse, например, продают сладости и вкусные угощения. В переулке Glittergasse можно найти сверкающие побрякушки и красочные аксессуары, в то время как «антикварный» переулок полностью полагается на интерес покупателей к ностальгическим декоративным элементам и предметам коллекционирования (и «ненужным вещицам»).
Вот там мы и завершили наш экскурс в Кё...льн и экскурс-прогулочную программу 2016 года. Разошлись довольные друг другом.
Рассказывать про такой длинный день можно много подробнее, однако, совсем мало времени, но вот ещё коротко и тезисно про реплики-мнения участников последней в этом году экскурс-прогулки:
- в основном это было про руины, развалины, древности, кёльнский менталитет (они там "не такие"!!!)
- Катя (приехала из Дюссельдорфа с двумя малышами), фотографировала нас на память и оставила отклик "развалины церкви под музеем (понравились). Приятно, что можно проследить преемственность многих поколений, эпох и народов. Срез памяти человеческой и пример бережного отношения к своим корням. Даже Кёльнским."
- кёльский экскурсовод Марина Marina Bartel сказала "одним словом" что понравилось - "душевно"
- я же была рада, что смогла показать музей, в который "добровольно" никто бы, скорее всего, не пошёл (и не нашёл), а там - редкая монументальная картина кёльнского средневекового художника Штефана Лохнера (а на его алтарь, который теперь в соборе, специально приезжал смотреть Альбрехт Дюрер).